Гоголь Николай Васильевич

Гоголь Николай Васильевич — русский писатель, один из классиков русской литературы.

Годы жизни: 1809 – 1852.

Памятные даты:

🎂 1 Апреля (20 марта по ст. ст.). Гоголь родился в 1809 году в селе Сорочинцы, Полтавская губерния (Украина).

4 марта (21 февраля по ст. ст.). Умер Гоголь в 1852 году, в Москве. Похоронен на кладбище Данилова монастыря в Москве. 31 мая 1931 года могилу Гоголя вскрыли и его останки перенесли на Новодевичье кладбище Москвы.

Портрет Гоголя Н. В.
Портрет Гоголя Н. В., художник Фёдор Моллер

Художник Фёдор Моллер

О Гоголе

Родился писатель 1 апреля (20 марта по ст. стилю) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька.

Два года учился в Полтавском уездном училище, а затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, где учится играть на скрипке, живописи, участвует в спектаклях. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции. Гоголь в Авторская исповедь (1847) пишет - "Но надобно сказать, что я получил в школе воспитанье довольно плохое, а потому и не мудрено, что мысль об ученьи пришла ко мне в зрелом возрасте. Я начал с таких первоначальных книг, что стыдился даже показывать и скрывал все свои занятия. Я наблюдал над собой, как учитель над учеником, не в книжном ученьи, но и в простом нравественном, глядя на себя самого, как на школьника."

После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправляется в Петербург, где в ноябре 1829 получает место мелкого чиновника. Сближается с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным. Пушкин ввел его в свой круг (Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов).

Интересно, что сюжеты для "Ревизора" и "Мертвых душ" предложил Гоголю русский поэт Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837). Гоголь сам пишет об этом в Авторская исповедь (1847):

"Но Пушкин заставил меня взглянуть на дело сурьезно. Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение и наконец, один раз, после того, как я ему прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью, не приняться за большое сочинение! Это, просто, грех!» Вслед за этим начал он представлять мне слабое мое сложение, мои недуги, которые могут прекратить мою жизнь рано; привел мне в пример Сервантеса, который, хотя и написал несколько очень замечательных и хороших повестей, но если бы не принялся за Донкишота, никогда бы не занял того места, которое занимает теперь между писателями, и, в заключенье всего, отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то в роде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет Мертвых душ. (Мысль Ревизора принадлежит также ему). На этот раз и я сам уже задумался сурьезно, — тем более, что стали приближаться такие года, когда сам собой приходит запрос всякому поступку: зачем и для чего его делаешь?". И далее там же - "Пушкин находил, что сюжет Мертвых душ хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров.".

С 1831 года регулярно печатается. С 1838 по 1842 годы Гоголь жил и Писал в Риме. Именно здесь, он написал "Мертвые души". На доме, где он жил (via Sistina, 125) установлена мемориальная табличка на русском и итальянском языках.

11 февраля 1852 года, писатель сжег рукопись второго тома "Мертвых душ". Вот что он сам пишет по этому поводу в Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» (письмо 4):

"Затем сожжен второй том «Мертвых душ», что так было нужно. «Не оживет, аще не умрет», — говорит апостол. Нужно прежде умереть, для того чтобы воскреснуть. Не легко было сжечь пятилетний труд, производимый с такими болезненными напряжениями, где всякая строка досталась потрясеньем, где было много того, что составляло мои лучшие помышления и занимало мою душу. Но все было сожжено, и притом в ту минуту, когда, видя перед собою смерть, мне очень хотелось оставить после себя хоть что-нибудь, обо мне лучше напоминающее. Благодарю Бога, что дал мне силу это сделать. Как только пламя унесло последние листы моей книги, ее содержанье вдруг воскреснуло в очищенном и светлом виде, подобно фениксу из костра, и я вдруг увидел, в каком еще беспорядке было то, что я считал уже порядочным и стройным. Появленье второго тома в том виде, в каком он был, произвело бы скорее вред, нежели пользу."

Основные произведения писателя: "Вечера на хуторе близ Диканьки", повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий", "Невский проспект", "Нос" "Арабески", "Шинель", "Ревизор" "Мертвые души".

В Москве находится Дом-музей Гоголя. В честь писателя назван Гоголевский бульвар.

Гоголь читает свои произведения литераторам - картина
Гоголь читает свои произведения литераторам - картина
Номер на 100-летие со дня рождения Гоголя
Номер на 100-летие со дня рождения Гоголя

Смерть и похороны

21 февраля 1852 года утром Гоголь умер в своей квартире на Никитском бульваре.

Отпевали Гоголя в университетской церкви мученицы Татианы.

Гоголь был похоронен в Донском монастыре, но после революции его останки были перенесены на Новодевичье кладбище.

На могиле писателя в Донском монастыре был установлен памятник, состоящий из двух частей:

— бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне («Голгофа»), на котором была высечена надпись славянскими буквами «Ей гряди Господи Иисусе! Апокалипс. гл. КВ, ст. К»;

— чёрная мраморная плита, лежащая на базице из серого гранита. На ней гражданскими буквами были высечены следующие надписи:

На верхней лицевой стороне: «Здесь погребено тело Николая Васильевича Гоголя. Родился 19 марта 1809 года. Скончался 21 февраля 1852 года».

На малой стороне плиты, обращённой к зрителю: «Горьким словом моим посмеются. Иеремии глав. 20, ст. 8».

На большой боковой стороне плиты к зрителю: «Муж разумивый престол чувствия. Притчей гл. 12, ст. 23», «Правда возвышает язык. Притчей гл. 14, ст. 34».

На большой боковой стороне плиты, скрытой от зрителя (к решётке): «Истиным же уста исполнит смеха, о устне же их исповедания. Иова гл. 8, ст. 21».

Считается, что И. С. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму (гранильщики называли его «черноморский гранит»).

В 1930 году Данилов монастырь был закрыт, а некрополь вскоре ликвидирован.

31 мая 1931 года могилу Гоголя вскрыли, и его останки перенесли на Новодевичье кладбище.

В 1952 году на могиле вместо «Голгофы» установили памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Н. Томского, на котором начертано: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от Правительства Советского Союза».

«Голгофа» какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища. Жена писателя Булгакова Михаила Афанасьевича (1891 – 1940), Елена Сергеевна Булгакова, подыскивала надгробие для могилы покойного мужа. Она и обнаружила "Голгофу", выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича.

К 200-летию со дня рождения писателя, в 2009 году, могиле Гоголя был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест (был изготовлен новый) на чёрном камне.

Гоголь о себе

Гоголь пишет о себе в Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» (письмо 3, 1843 год):

"Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот мое главное свойство, одному мне принадлежащее и которого, точно, нет у других писателей.".

Гоголь постоянно воспитывал в себе лучшие качества, боролся со своими недостатками. Для борьбы с недостатками он избрал интересный прием - он наделял своих литературных героев своими недостатками, в преувеличенном размере. Это позволяло ему взглянуть на себя со стороны. Этим приемом он  как бы на своих героев переносил недостатки, освобождаясь от них. В Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» (письмо 3, 1843 год) Гоголь пишет:

"Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, все равно как не было также никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность; но зато, вместо того, во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. Бог дал мне многостороннюю природу. Он поселил мне также в душу, уже от рожденья моего, несколько хороших свойств; но лучшее из них, за которое не умею, как возблагодарить Его, было желанье быть лучшим. Я не любил никогда моих дурных качеств, и если бы небесная любовь Божья не распорядила так, чтобы они открывались передо мною постепенно и понемногу, наместо того чтобы открыться вдруг и разом перед моими глазами, в то время как я не имел еще никакого понятия о всей неизмеримости Его бесконечного милосердия, — я бы повесился. По мере того как они стали открываться, чудным высшим внушеньем усиливалось во мне желанье избавляться от них; необыкновенным душевным событием я был наведен на то, чтобы передавать их моим героям. Какого рода было это событие, знать тебе не следует: если бы я видел в этом пользу для кого-нибудь, я бы это уже объявил. С этих пор я стал наделять своих героев сверх их собственных гадостей моей собственной дрянью. Вот как это делалось: взявши дурное свойство мое, я преследовал его в другом званье и на другом поприще, старался себе изобразить его в виде смертельного врага, нанесшего мне самое чувствительное оскорбление, преследовал его злобой, насмешкой и всем чем ни попало. Если бы кто увидал те чудовища, которые выходили из-под пера моего вначале для меня самого, он бы, точно, содрогнулся.".

В Авторская исповедь (1847) он пишет:

"Мне нужно было иметь зеркало, в которое бы я мог глядеться и видеть получше себя, а без этой книги вряд ли бы я имел это зеркало. Итак, замышленная от искреннего желания принести пользу другим книга моя принесла прежде всего пользу мне самому.".

Иногда удивляются тому, что большая часть произведений Гоголя о России была написана за границей. Сам писатель объясняет это в Авторская исповедь (1847):

"Почти у всех писателей, которые не лишены творчества, есть способность, которую я не назову воображеньем, способность представлять предметы отсутствующие так живо, как бы они были пред нашими глазами. Способность эта действует в нас только тогда, когда мы отдалимся от предметов, которые описываем. Вот почему поэты большею частию избирали эпоху, от нас отдалившуюся, и погружались в прошедшее. Прошедшее, отрывая нас от всего, что ни есть вокруг нас, приводит душу в то тихое, спокойное настроение, которое необходимо для труда, У меня не было влеченья к прошедшему. Предмет мой была современность и жизнь в ее нынешнем быту, может быть, оттого, что ум мой был всегда наклонен к существенности и к пользе, более осязательной. Чем далее, тем более усиливалось во мне желанье быть писателем современным. Но я видел в то же время, что, изображая современность, нельзя находиться в том высоко настроенном и спокойном состоянии, какое необходимо для произведения большого и стройного труда. Настоящее слишком живо, слишком шевелит, слишком раздражает; перо писателя нечувствительно и незаметно переходит в сатиру, притом, находясь сам в ряду других и более или менее действуя с ними, видишь перед собою только тех человек, которые стоят близко от тебя; всей толпы и массы не видишь, оглянуть всего не можешь. Я стал думать о том, как бы выбраться из ряду других и стать на такое место, откуда бы я мог увидать всю массу, а не людей только, возле меня стоящих, — как бы, отдалившись от настоящего, обратить его некоторым образом для себя в прошедшее. Мое расстроившееся здоровье и вместе с ним маленькие неприятности, которые я бы теперь перенес легко, но которых тогда не умел еще переносить, заставили меня подняться в чужие края. Я никогда не имел влеченья и страсти: к чужим краям. Я не имел также того безотчетного любопытства, которым бывает снедаем юноша, жадный впечатлений. Но, странное дело, даже в детстве, даже во время школьного ученья, даже в то время, когда я помышлял только об одной службе, а не о писательстве, мне всегда казалось, что в жизни моей мне предстоит какое-то большое самопожертвованье и что, именно для службы моей отчизне, я должен буду воспитаться где-то вдали от нее. Я не знал, ни как это будет, ни почему это нужно; я даже не задумывался об этом, но видел самого себя так живо в какой-то чужой земле тоскующим по своей отчизне, картина эта так часто меня преследовала, что я чувствовал от нее грусть. Может быть, это было, просто, то непонятное поэтическое влечение, которое тревожило иногда и Пушкина, ехать в чужие: края, единственно затем, чтобы, по выраженью его,

Под небом Африки моей

Вздыхать о сумрачной России.

Как бы то ни было, но это противувольное мне самому влеченье было так сильно, что не прошло пяти месяцев по прибытьи моем в Петербург, как я сел уже на корабль, не будучи в силах противиться чувству, мне самому непонятному. Проект и цель моего путешествия были очень неясны. Я знал только то, что еду вовсе не затем, чтобы наслаждаться чужими краями, но скорей, чтобы натерпеться, точно как бы предчувствовал, что узнаю цену России только вне России и добуду любовь к ней вдали от нее."

И далее, на эту же тему:

"Два раза я возвращался потом в Россию, один раз даже с тем, чтобы в ней остаться навсегда. Я думал, что теперь особенно, получивши такую страсть узнавать всё, я в силах буду узнать многое. Но, странное дело, среди России я почти не увидал России. Все люди, с которыми я встречался, большею частию любили поговорить о том, что делается в Европе, а не в России. Я узнавал только то, что делается в аглицком клубе, да кое-что из того, что я и сам уже знал. Известно, что всякой из нас окружен своим кругом близких знакомых, из-за которого трудно ему увидать людей посторонних. Во-первых, уже потому, что с близкими обязан быть чаще, а во-вторых, потому, что круг друзей так уже сам по себе приятен, что нужно иметь слишком много самоотверженья, чтобы из него вырваться. Все, с которыми мне случилось познакомиться, наделяли меня уже готовыми выводами, заключениями, а не просто фактами, которых я искал. Я заметил вообще некоторую перемену в мыслях и умах. Всяк глядел на вещи взглядом более философическим, чем когда-либо прежде, во всякой вещи хотел увидать ее глубокий смысл и сильнейшее значение, — движенье, вообще показывающее большой шаг общества вперед. Но с другой стороны, от этого произошла торопливость делать выводы и заключенья из двух, трех фактов о всем целом и беспрестанная позабывчивость того, что не все вещи и не все стороны соображены и взвешены. Я заметил, что почти у всякого образовывалась в голове своя собственная Россия, и оттого бесконечные споры. Мне нужно было не того, мне нужно было просто таких бесед, как бывали в старину, как всяк рассказывал только то, что видел, слышал на веку, и разговор казался собраньем анекдотов, а не рассужденьем. Это мне нужно было уже и потому, что я и сам начинал невольно заражаться этой торопливостью заключать и выводить, всеобщим поветрием нынешнего времени.

Провинции наши меня еще более изумили. Там даже имя Россия не раздается на устах. Раздавалось, как мне показалось, на устах только то, что было прочитано в новейших романах, переведенных с французского. Словом — во всё пребыванье мое в России Россия у меня в голове рассеивалась и разлеталась. Я не мог никак ее собрать в одно целое; дух мой упадал, и самое желанье знать ее ослабевало. Но как только я выезжал из нее, она совокуплялась вновь в моих мыслях целой, желанье знать ее пробуждалось во мне вновь, и охота знакомиться со всяким свежим человеком, недавно выехавшим из России, становилась вновь сильна. Во мне рождалось даже уменье выспрашивать, и часто в один час разговора я узнавал то, чего не мог, живя в России, узнать в продолжение недели. Всякий знает, что за границей знакомства делаются гораздо легче, что на водах в Германии и на зимовьях в Италии сходятся люди, которые, может быть, не столкнулись бы никогда внутри земли своей и оставались бы век незнакомыми. Вот что заставило меня предпочесть пребыванье вне России, даже и в отношении к тому, чтобы побольше слышать о России."

Гоголевские адреса

Париж (Paris)

Гоголь проживал в Париже по адресу - 12 Place de la Bourse, о чем он писал в письме В. А. ЖУКОВСКОМУ. 12 ноября н. ст. 1836. Париж.

Рим

Гоголь проживал в Риме на via Sistina, 125 - здесь установлена табличка об этом на русском и итальянском языках.

via di Isidoro, casa Giovanni Massuci, 17 (vicino alla piazza Barbierini) - Письмо Н. Я. ПРОКОПОВИЧУ. Марта 30 1837. Рим.

Дом где жил Гоголь в Риме, на ул. Sistina, 125
Дом где жил Гоголь в Риме, на ул. Sistina, 125
Мемориальная табличка о Гоголе в Риме, на ул. Sistina, 125
Мемориальная табличка о Гоголе в Риме, на ул. Sistina, 125

Цитаты

А подать сюда Ляпкина-Тяпкина

Цитата из комедии «Ревизор» (1836 г.). Слова Городничего, которыми он разъясняет то, как может проходить проверка ревизором городского хозяйства (действие 1, явление 1).


Борзыми щенками брать

Цитата из комедии «Ревизор» (1836 г.). Судья (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин) увлекался охотой и брал взятки именно борзыми щенками. Впоследствии это выражение стало обозначать получение взятки не деньгами, а иным способом.


Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи

Слова из письма к Н. М. Языкову (2 декабря 1844 г.).


И какой же русский не любит быстрой езды?

Цитата из поэмы «Мёртвые души» (1842 г.), из последнего лирического отступления поэмы, о путешествии Чичикова (глава 11, последняя).


Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!

Цитата из комедии «Ревизор» (1836 г.). Слова Городничего (в оригинале "Чему смеетесь? Над собою смеетесь!"), в конце комедии, когда стало ясно, что Хлестаков никакой не ревизор, а обычный прохвост (действие 5, явление 8).



👥 Цитаты Гоголя Н. В. →

Произведения

«Ревизор» (1836 г.)

«Мёртвые души» (1842 г.)

«Шинель» (1839 г.)

«Женитьба» (1842 г.)

«Тарас Бульба» (1835 г.)


📚 Произведения Гоголя Н. В. →

Музеи

🏛 Музей Н. В. Гоголя (Москва) >

Никитский бульвар, дом 7а (Москва, центральный округ).

🚇 м. Арбатская, м. Библиотека имени Ленина.

В этом доме русский писатель провёл четыре последних года жизни и здесь он умер 4 марта (21 февраля по ст. ст.) 1852 года. Именно здесь Гоголь сжег уже полностью написанный второй том поэмы «Мёртвые души».

Музей Гоголя
Музей Гоголя (Москва)

Памятники

🏛 Памятник Гоголю на Никитском бульваре >

Памятник (1909 г.) русскому писателю Гоголю Николаю Васильевичу (1809 – 1852) скульптора Андреева Николая Андреевича (1873 – 1932).

⛳ во дворе дома Никитский бульвар, дом 7а (Музей Н. В. Гоголя).

🚇 м. Арбатская (200 м.), м. Библиотека имени Ленина (500 м.).

Чем примечателен

✅ Памятник установлен к 100-летию со дня рождения писателя (1909 г.).

✅ Памятник работы знаменитого скульптора Андреева Николая Андреевича (1873 – 1932).

✅ Архитектор памятника Шехтель Фёдор Осипович (1859 – 1926).

✅ Пьедестал памятника (работы Фёдора Шехтеля) обрамлён бронзовыми барельефами, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя.

✅ В некоторых персонажах барельефа Федор Шехтель изобразил своих современников. Здесь можно найти портреты писателей Гиляровского Владимира Алексеевича (1855 – 1935), Куприна Александра Ивановича (1870 – 1938) и самого архитектора.

Памятник Гоголю на Никитском бульваре
Памятник Гоголю на Никитском бульваре в Москве

🏛 Памятник Гоголю на Гоголевском бульваре >

Памятник (1952 г.) русскому писателю Гоголю Николаю Васильевичу (1809 – 1852) скульптора Томского Николая Васильевича (1900 – 1984).

Арбатская площадь (со стороны Гоголевского бульвара).

🚇 м. Арбатская (500 м.), м. Библиотека имени Ленина (800 м.).

Чем примечателен

✅ Памятник установлен к 100-летию со дня смерти писателя (1952 г.).

✅ Памятник работы знаменитого скульптора Томского Николая Васильевича (1900 – 1984).

✅ Памятник установили на то место, где раньше стоял другой памятник (1909 г.) писателю — Памятник Гоголю на Никитском бульваре.

Памятник Гоголю Н.В.
Памятник Гоголю Н.В. Гоголевский бульвар. (Москва)

Памятник Гоголю Николаю Васильевичу, 1937 – 1950 гг., бронза, Виленский З.М. (Парк искусств, Москва)

Памятник Гоголю
Памятник Гоголю (Парк Искусств, Москва)

Портреты

🗿 Портрет Николая Васильевича Гоголя >

🎨 Моллер, Фёдор Антонович (1812 – 1874).

🏛 Третьяковская галерея.

Лаврушинский переулок, дом 10 (Москва), зал 5.

🚇 м. Третьяковская.

Портрет Гоголя Н. В.
Портрет Гоголя Н. В., художник Фёдор Моллер

Памятные монеты

2 рубля «185-летие со дня рождения Н.В. Гоголя.» (монета, 1994 г., Банк России) >

Памятная серебрянная монета номиналом 2 рубля 1994 г. Банка России. Монета посвящена 185-летию со дня рождения русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852), которое отмечалось в 1994 году.

Серия: Выдающиеся личности России.

Реверс
Реверс. 2 рубля «185-летие со дня рождения Н.В. Гоголя.»

Дополнительно

Произведения Гоголя Н.В.

Дом-музей Гоголя

Гоголевский бульвар