Посыпать главу пеплом (значение фразеологизма) — о выражении крайней скорби.
Выражение из Библии, где описывается обычай евреев посыпать головы пеплом или землей во время траура или по поводу какого-нибудь несчастья. Этот обычай был свойственен и другим народам Юга и Востока.
Выражение часто встречается в Ветхом Завете (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.). Например, в Книге Есфири (гл. 4, ст. I) рассказывается как Мардохей, узнав что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким...».
Также поступила и Царица Есфирь (Книга Есфири, гл. 4, ст. 17):
«И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою...»
В словарях
Посыпать главу пеплом (устар. и ирон.) — о выражении крайней скорби.
📙 Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.), "Пепел".
Посыпать пеплом главу (книжн.) — предаться крайней скорби, трауру по случаю бедствия, утраты чего-нибудь ценного, священного (от древнееврейского обряда, символизировавшего народный траур, упоминаемого в Библии). «Посыпал пеплом я главу, из городов бежал я нищий.» Лермонтов.
📙 Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.), "Пепел".
Примеры
Галь Нора (1912 – 1991)
"Слово живое и мёртвое" (1972 г.):
"Журналист пишет: иные чиновники “почему-то уверены, что всегда и во всем правы абсолютно, и скорее согласятся посыпать голову пеплом, чем признать свою ошибку”. Но по Библии посыпают главу пеплом те, кто глубоко скорбит, а бюрократ и хам из газетного очерка ошибок не признает, в хамстве своем не раскаивается и ничуть о нем не скорбит. При чем же тут пепел?"
Паустовский Константин Георгиевич (1892 – 1968)
«Повесть о жизни» (Беспокойная юность) (1954 г.):
"На суд Абраша всегда являлся в растерзанном виде — в рубашке без воротничка, подтяжках и расшнурованных ботинках. Может быть, он хотел вызвать этим жалость, а может быть, этот вид выражал, по мнению Абраши, раскаяние и заменял древний обычай посыпать голову пеплом."
Зощенко Михаил Михайлович (1895 – 1958)
"Агитационный рассказ" (1925 г.):
"Ну, молодые супруги, конечно, в слезы. Плачут, рвут на себе волосы и пеплом их посыпают."
Книга «1001 ночь. Арабские сказки» (перевод Салье М.А., 1929 – 1939)
"И, увидав своего сына лежащим, он упал на землю и посыпал голову прахом и бил себя по лицу и вырвал себе бороду."
"Он издал крик, от которого дух его расстался с телом, и рабы закричали: "Увы, наш господин!" - и посыпали себе головы землей и еще сильнее заплакали."
Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)
Письмо Киселевой М. В., 3 февраля 1888 г. Москва:
"Если моя маленькая опытность не имеет цены, а доброжелательство мое не заслуживает доверия, то мне остается только посыпать пеплом главу и хранить гробовое молчание."
Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883)
«Стихотворения в прозе» (1878 – 1883), Два четверостишья (1878 г.):
"Они надевали тогда свои худшие одежды, посыпали пеплом головы — и, собираясь толпами на площадях, проливали слезы, горько роптали на музу, покинувшую их."