Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Кому это выгодно? (Cui bono?, Cui prodest?)

Слова знаменитого римского юриста Кассиана Лонгина Равилла (Lucius Cassius Longinus Ravilla, лат., консул 127 г. до н. э.).

Расследуя дело (преступление), он рекомендовал судьям искать того, кому может быть выгодно данное преступление. Как правило, виноват тот, кому было выгодно преступление.

Выражение применяется на латыни в двух вариантах с тем же значением (Кому выгодно? Кто от этого выигрывает? Кому впрок?):

Cui bono? (куи боно)

Cui prodest? (куи продэст)

Выражение неоднократно использовал в своей речи древнеримский политик Цицерон Марк Тулий (106 – 43 до н. э.). Например, в речи «В защиту Милона», а также в речи "В защиту Росция Америйского", XXX, 84: L.:

""Знаменитый Л. Кассий, которого народ римский считал справедливейшим и мудрейшим судьей, в уголовных процессах всегда ставил вопрос: "кому выгодно было это?" В жизни мы видим, что никто не осмеливается стать преступником без расчета и пользы для себя."

Источник: Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений. — М.: Русский Язык. Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровской. 1982.

Марк Туллий Цицерон
Марк Туллий Цицерон

Видимо выражение образовалось как сокращение от латинской поговорки — Сделал тот, кому выгодно (Is fecit cui prodest).

✍ Примеры

Путин, Владимир Владимирович (рожд. 1952 г.)

Речь в связи с подписанием договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России (2022 г.) — о диверсиях на Северном потоке 2:

"Но англосаксам уже мало санкций, они перешли к диверсиям – невероятно, но факт, – организовав взрывы на международных газовых магистралях «Северного потока», которые проходят по дну Балтийского моря, фактически приступили к уничтожению общеевропейской энергетической инфраструктуры. Всем же очевидно, кому это выгодно. Кому выгодно, тот и сделал, конечно."

Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883)

А. И. Тургенев – Н. И. Тургеневу, 22.VII 1827:

"Сегодня поутру проповедывал он русским и польским и французским дамам систему Ад. Смита — и глупость рода человеческого, столь поздно к простым истинам обратившегося. — И сведений, и ума, и ясных понятий от обращения с умными людьми — много. Но cui bono?"

Герцен Александр Иванович (1812 – 1870)

А. И. Герцен – Ф. Пульскому, 29.IV 1861:

"Не имея ни малейшей возможности навести справки здесь, обратился с за просом к некоторым из наших гиперборейских друзей. Мне отвечают, что ничего и никогда об этом не слыхали. На мой взгляд, это не является ни доказательством, ни опровержением. Впрочем, цель не очень-то ясна, как мне кажется — cui bono все это?"

Тимирязев Климент Аркадьевич (1843 – 1920)

Наука в современной жизни:

"Еще недалеко то время, когда научное исследование встречалось вопросом cui bono — на какой прок? Теперь скорее можно надоесть таким бесконечным перечнем того, что дала наука человечеству и, заметим, благодаря не только изобретателю, как обыкновенно думают, но именно исследователю."

Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900)

Замечания на лекцию П. Н. Милюкова:

"Мне — как публицисту, для которого важно не то, из чего слагаются и как происходят известные явления, а то, к чему они ведут (cui bono), — необходимо было подчеркнуть —, что славянофильство, при всех своих отвлеченных достоинствах, на деле обратилось теперь лишь в опору и украшение таких тенденций, которые я считаю не только ложными, но пагубными для России."

С близким значением

Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем

Цитата из романа «Золотой телёнок» (1931 г.) советских писателей Ильи Ильфа (1897 – 1937) и Евгения Петрова (1903 – 1942). Этими словами Остап Бендер шантажирует подпольного миллионера Корейко, тем, что знает о его состоянии и то, как тот его незаконно нажил (ч. 2 гл. 10).

За каждым большим состоянием кроется преступление

Цитата из романа "Отец Горио" (1835 г., Le Père Goriot) французского писателя Оноре де Бальзака (1799 – 1850), часть II.

Человеком управляет только расчет выгоды. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, — все это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.

Цитата из романа "Что делать?" (1863 г.) русского философа Чернышевского Николая Гавриловича (1828 – 1889). Слова студента Лопухова в разговоре с Верой Павловной (глава 2, VIII).