Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Хлестаков Иван Александрович | Характеристика персонажа «Ревизор» (Гоголь Н. В.)

Характеристика Хлестакова Ивана Александровича, персонажа комедии «Ревизор» (1836 г.) русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852).

Хлестаков
Хлестаков (художник П. Боклевский)

Художник Боклевский Пётр Михайлович (1816 – 1897)

Хлестаков Иван Александрович — мелкий чиновник из Петербурга, которого, по ошибке, приняли за ревизора.

Имеет слугу — Осипа.


Гоголь указывает следующее замечание для господ актеров:

Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.


Хлестаков родом из саратовской губернии. Его отец — помещик, владеющей поместьем (деревней). Отец отправил Хлестакова служить в столицу (Петербург), но тот не добился успехов в службе и отец потребовал сына вернуться в деревню. Хлестаков сам рассказывает это при своей первой встрече с Городничим (действие 2, явление 8):

Хлестаков. Я еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню.

...

Хлестаков. Нет, батюшка меня требует. Рассердился старик, что до сих пор ничего не выслужил в Петербурге. Он думает, что так вот приехал да сейчас тебе Владимира в петлицу и дадут. Нет, я бы послал его самого потолкаться в канцелярию.

...

Хлестаков. Право, не знаю. Ведь мой отец упрям и глуп, старый хрен, как бревно. Я ему прямо скажу: как хотите, я не могу жить без Петербурга. За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками? Теперь не те потребности, душа моя жаждет просвещения.

Осип, слуга Хлестакова, описывает своего господина (явление 1, действие 2):

Осип лежит на барской постели.

Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! Что ты прикажешь делать? Второй месяц пошел, как уже из Питера! Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! (Дразнит его.) "Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед". Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки — вот тебе и доигрался! Эх, надоела такая жизнь! Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше; возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги. Ну, кто ж спорит: конечно, если пойдет на правду, так житье в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь. Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин — купцы тебе кричат:"Почтенный!"; на перевозе в лодке с чиновником сядешь; компании захотел — ступай в лавочку: там тебе кавалер расскажет про лагери и объявит, что всякая звезда значит на небе, так вот как на ладони все видишь. Старуха офицерша забредет; горничная иной раз заглянет такая... фу, фу, фу! (Усмехается и трясет головою.) Галантерейное, черт возьми, обхождение! Невежливого слова никогда не услышишь, всякой говорит тебе "вы". Наскучило идти — берешь себе извозчика и сидишь себе как барин, а не захочешь заплатить ему — изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет. Одно плохо: иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с голоду, как теперь, например. А все он виноват. Что с ним сделаешь? Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать — и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь — и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка... Ей-богу, правда! И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего — нипочем идут. А отчего? — оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет. Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что б дня четыре ты почесывался. Коли служить, так служи. Вот теперь трактирщик сказал, что не дам вам есть, пока не заплатите за прежнее; ну, а коли не заплатим? (Со вздохом.) Ах, боже ты мой, хоть бы какие-нибудь щи! Кажись, так бы теперь весь свет съел. Стучится; верно, это он идет. (Поспешно схватывается с постели.)

📌 Цитаты >

Легкость в мыслях необыкновенная

Слова Хлестакова о том, как легко он пишет литературные произведения (действие 3, явление 6).

Мы удалимся под сень струй

Слова Хлестакова (действие 4, явление 13). Фразой «Сень струй» Хлестаков пытался украсить свою речь. Звучит красиво, но бессмысленно.

Ну что, брат Пушкин?

Хлестаков (предполагаемый ревизор), хвалится перед симпатичными женщинами своим знакомством с великим поэтом Пушкиным Александром Сергеевичем (1799 – 1837), действие 3, явление 6.

Дополнительно

«Ревизор» (справка о комедии)

«Ревизор» (текст)

Цитаты из «Ревизор»

Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852)

Цитаты Гоголя Н. В.