Basilica di San Pietro (Базилика Святого Петра) — главный католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана.
Общая высота собора составляет 136 м.
⛳ Площадь Святого Петра (итал. Piazza San Pietro), город Рим (Италия).
Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом.
В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны — Святая, и открывается она лишь в Святой год. Святая дверь замурована бетоном и через каждые 25 лет накануне католического Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.
Бронзовые двери центрального входа выполнены флорентийским мастером Филаретом (15 век). В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центра - апостолы Петр и Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы Святого Павла и распятие Святого Петра. Над дверями помещен мраморный барельеф Бернини "Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного".
Почти все изображения на стенах и сводах собора выполнены мозаикой. В соборе находится скульптура "Пиета" ("Оплакивание Христа") работы Микеланджело.
Купол собора диаметром 42 метра. По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа: "Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах".
Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей — с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк — со львом, Лука — с волом, Иоанн — с орлом. Лев, орел и вол — называемые "апокалиптическими зверями", о которых Иоанн Богослов в "Апокалипсисе" пишет как о животных, которые окружали престол Бога.
В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский.
Рядом расположена бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. По поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется.
По всему периметру собора идет вереница капелл, где находятся выдающиеся произведения искусства, драгоценные реликвии христианства, многочисленные гробницы римских пап, королей и императоров.
В соборной ризнице находится мраморная доска с именами всех первосвященников, похороненных в соборе, начиная с первого — апостола Петра. Многочисленные надгробия римских пап, установленные в соборе, в большинстве своем являются произведениями искусства, выполненными великими мастерами — Джотто, Бернини, Микеладнджело, Гульельмо делла Порта, Торвальдсена.
В соборе хранится Копье сотника Лонгина — то самое, которым был пронзен на кресте Спаситель. Оно попало в Рим из Константинополя.
В одной из капелл хранится часть мощей Св. Иоанна, архиепископа Константинопольского (начало V в.), за красноречие нареченного Златоустом.
Центральный алтарь капеллы Крещения украшает мозаика "Крещение Христа". Купель крещения сделана из мраморной крышки гроба императора Оттона II (X в.), единственного императора германского происхождения, похороненного в соборе.
Рядом с капеллой установлен памятник Марии Собеской, жене короля Джеймса III Стюарта (XVIII в.), умершей при родах последнего ребенка. На этом угас королевский род Стюартов.
Капеллу Михаила Архангела украшает мозаичная копия с картины Гверчино "Похороны Святой Петрониллы". Капелла называется так по мозаичной копии с известной картины Гвидо Рени "Св. Михаил Архангел, попирающий поверженного сатану". В капелле находится надгробие папы Климента XIII. Львы у его основания считаются самыми красивыми из созданных в XIX столетии. Григорианская капелла выполнена по рисункам Микеланджело его учеником Джакомо делла Порта. На саркофаге погребенного здесь папы Григория XIII изображена сцена принятия в 1582 году нового календаря, получившего по имени папы название григорианского.
Напротив расположена пустая ниша над могилой папы Григоря XIV. Предание рассказывает, будто бы когда Григорий XIV заболел, врачи отпаивали его составом из толченого золота и драгоценных камней, взятых из папской сокровищницы. Но такое лекарство не помогло, и папа все равно умер, но сокровищница Ватикана оскудела настолько, что для надгробного памятника средств уже не нашлось.
На алтаре капеллы Святых Таинств сияет позолоченный бронзовый реликварий работы Бернини. В нем хранятся многочисленные реликвии. В капелле находится единственная в соборе написанная маслом картина художника Пьетро да Кортона "Троица Новозаветная". Рядом, в капелле Бернини хранится привезенная из Иерусалимского храма витая колонна, прислонившись к которой Христос произнес начертанные на фризе собора слова: "Ты есть Петр и на камне сем Я создам Церковь Мою".
Как строился собор
Первая базилика была построена в 324 году, в правление первого христианского императора Константина. В собор перенесли останки святого Петра, который принял в 66 году мученическую кончину в цирке Нерона. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой, тогда он был распят головой вниз.
К 15 веку здание обветшало и грозило обрушиться. Император Юлий II приказал построить на месте древней базилики новый собор. В 1506 году был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 году руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны).
Микеланджело возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два.
В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад.
Площадь перед собором создал Джaн Лоренцо Бернини в 1656—1667 годах.
В литературе
Дэн Браун
Главные события книги "Ангелы и демоны" Дэна Брауна происходят именно в Соборе Святого Петра. Накануне Конклава из него похищают четырех кардиналов.
Репин Илья Ефимович (1844 – 1930)
«Далекое близкое» (Письмa oб иcкуccтвe 1893—1894), письмо Девятое:
"Вcя apxитeктypa эпoxи Вoзpoждeния, пpeдcтaвитeлeм кoтopoй cпpaвeдливo cчитaeтcя coбop cв. Пeтpa в Римe, пpoизвoдит мaлo впeчaтлeния. Бyдyчи кoлoccaльным пo cвoим paзмepaм, coбop кaжeтcя нeбoльшим. Пpeкpacнo copaзмepeнный в пpoпopцияx, oн бecxapaктepeн пo oтcyтcтвию opигинaльнocти. Вce в нeм шaблoннo, и ничтo нe нaпoминaeт «xpaмa бoжия». Гaлepeйныe кapтины тepяютcя в opнaмeнтoвкe язычecкoгo xapaктepa. Рaзмaшиcтaя cкyльптypa мнoгoчиcлeнныx пaпcкиx гpoбниц бьeт нa внeшний эффeкт — oнa вычypнa и бoльшeю чacтью чyвcтвeннa дo coблaзнa, дo пopнoгpaфичнocти, пpocтитe, читaтeль."
Рейфилд Дональд
"Жизнь Антона Чехова" (перевод О. Макаровой):
"Наблюдая у Собора Святого Петра крестный ход, по случаю начала Великого поста, Чехов, на просьбу Ковалевского описать увиденное ответил короткой фразой: "Тянулась глупая процессия""
Источник - Ковалевский М.М. Об А.П. Чехове // А.П. Чехов в воспоминаниях современников.
Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)
«Ариадна» (1895 г.):
"После жирного завтрака мы поехали осматривать храм Петра и, благодаря нашей сытости и, быть может, дурной погоде, он не произвел на нас никакого впечатления, и мы, уличая друг друга в равнодушии к искусству, едва не поссорились."
"Кошмар" (1886 г.) - о маленькой деревенской церкви:
"Кто чист душою, тому хорошо здесь молиться... — думал Кунин. — Как в Риме у св. Петра поражает величие, так здесь трогают эти смирение и простота"
Некрасов Николай Алексеевич (1821 – 1877)
«Железная дорога» (1864 г.) – генерал удивляется тому, что его собеседник считает, что главный строитель – народ:
"Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же... всё это народ сотворил?
Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?"
Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852)
Письмо Н. М. СМИРНОВУ. Сентября 3 1837 г. Франкфурт:
"Вообразите себе мое несчастие: в Риме холера. Меня это как громом хватило; а я уже помышлял, с какою радостью увижу я знакомый купол и места, сделавшиеся для меня второю родиною.".
Дополнительно
Внешние ссылки
Собор Святого Петра (wikipedia.org)