Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Иван Купала (Иванов день) 7 июля

Иван Купала (Иванов день) отмечается 7 июля.

Не является официальным праздником.

В день Ивана Купала (Иванов день) проводят обряды, связанные с водой, огнём и травами. Основная часть их производится ночью.

Обязательным обычаем было массовое купание. Так как  в этот день из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений.

В ночь Ивана Купала разводили очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали - кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.

Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок.

Накануне, 6 июля была подготовка к празднику Ивана Купала. Этот день известен как День Аграфены-купальницы.

Волшебный цветок на Иванов день

С Ивановым днем связаны легенды о волшебном цветке папоротника. В полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.

Эта легенда нашла отражение в Толковом словаре живого великорусского языка (1863-1866 гг.) В.И. Даля, где к слову Архилин указывается "сказочная трава, собираемая (как и небывалый цвет папоротника) в ночь на Иванов день, 24 июня, и охраняющая от сглаза, порчи и пр".

 В повести "Вечер накануне Ивана Купала" (1830 г.) русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 - 1852) рассказывается о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет: "Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя". "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку... Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло...". Сорвав цветок папоротника и подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры, цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.

История праздника Иван Купала

Праздник Иван Купала языческого происхождения. До христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-22 июня). C принятием христианства праздник приурочили ко дню рождения Иоанна Крестителя - 24-го июня по старому стилю. С переходом России на новый стиль эта дата сдвинулась на 7 июля.

Происхождение названия Иван Купала

Название Иван Купала произошло от имени Иоанн Креститель. Слово Креститель славяне понимали как «купатель» - от традиции омовения в открытых водоемах.

В литературе

Паустовский Константин Георгиевич (1892 - 1968)

Далекие годы (Книга о жизни) (1946 г.):

"В день Ивана Купала девушки из Пилипчи приходили нарядной стайкой к нам на остров, чтобы пускать по реке венки. Они плели венки из полевых цветов. Внутрь каждого венка они вставляли крестовину из щепочек и прилепляли к ней восковой огарок. В сумерки девушки зажигали огарки и пускали венки по реке.
Девушки гадали,- чья свеча заплывет дальше, та девушка будет счастливее всех. Но самыми счастливыми считались те, чей венок попадал в водоворот и медленно кружился над омутом. Омут был под крутояром. Там всегда стояло затишье, свечи горели на таких венках очень ярко, и даже с берега было слышно, как трещат их фитили.
И взрослые, и мы, дети, очень любили эти венки на Ивана Купала."

Бажов Павел Петрович (1879 - 1950)

"Каменный цветок" (1838 г.):

"Папору вот слыхал? Она будто цветет на Иванов день. Тот цветок колдовской. Клады им открывают. Для человека вредный. На разрыв-траве цветок — бегучий огонек. Поймай его — и все тебе затворы открыты. Воровской это цветок. "

Гоголь Николай Васильевич (1809 - 1852)

«Вечер накануне Ивана Купала» (1830 г.) - повесть Гоголя Н.В. из цикла «Вечера на Хуторе Близ Диканьки.

Карамзин Николай Михайлович (1766 - 1826)

«История государства Российского» (в 12 томах, 1803 – 1826 гг.), гл. 3:

"Купалу, богу земных плодов, жертвовали пред собиранием хлеба, 23 Июня, в день Св. Агриппины, которая для того прозвана в народе Купальницею. Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около его и воспевали Купала. Память сего идолослужения сохранилась в некоторых странах России, где ночные игры деревенских жителей и пляски вокруг огня с невинным намерением совершаются в честь идолу языческому. В Архангельской Губернии многие поселяне 23 Июня топят бани, настилают в них траву купальницу (лютик, ranunculus acris) и после купаются в реке. Сербы накануне или в самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая Ивановские венки, вешают их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от своего жилища."

Дополнительно

Июль