Глас народа – глас божий (Vox populi – vox dei) (значение) – нужно прислушиваться к тому, что говорят (требуют) люди (народ) (русская пословица).
Пословица указана в книге "Пословицы русского народа" (1853 г.) В. И. Даля (раздел "Народ – Мир"):
Глас народа – глас божий.
Выражение было известно в древнем Риме (латынь) – Vox populi – vox dei (вокс попули – вокс дэи).
Серов В.В. в книге "Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений", 2003 пишет, что вероятный первоисточник – сочинение «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода (VIII – VII вв. до н. э.), где он писал: «Молва – это сам Бог».
Выражение упоминается в письме английского богослова Алкуина (735 – 804), направленное им в 800 г. императору Карлу Великому (742 – 814).
✍ Примеры
Блок Александр Александрович (1880 – 1921)
«Возмездие» (1917 – 1922), гл. 1:
"Но — «глас народа — божий глас»,
И это чаще помнить надо,
Хотя бы, например, сейчас:
Когда б он был глупей немного
(Его ль, однако, в том вина?), —
Быть может, лучшую дорогу
Себе избрать могла она"
Достоевский Федор Михайлович (1821 – 1881)
"Бесы" (1872 г.) ч. 3 гл. 3, 2:
"То есть еще вовсе нет, и, признаюсь, я ровно ничего не слыхал, но ведь с народом что поделаешь, особенно с погорелыми: Vox populi vox dei. Долго ли глупейший слух по ветру пустить?.."
Даль Владимир Иванович (1801 – 1872)
Письма к друзьям из похода в Хиву (1839-1840 гг.) - Даль пишет про народные сказки и предания (письмо от 29.12.1839):
"Стоустъ глаголятъ одними устами - это хоръ древнихъ Грековъ, и значеніе хора ихъ можетъ понять только тотъ, кто способенъ постигнуть душою, что такое народная, созданная народомъ поэма: это дума вслухъ цѣлаго народа, цѣлыхъ поколѣній народа. Для меня, это первый залогъ нашего безсмертія. Говорятъ: гласъ народа, гласъ Божій; что же сказать о гласѣ цѣлаго поколѣнія? Этотъ залогъ - долженъ найти свой отголосокъ, онъ не замретъ въ простотѣ и силѣ своей, а отголоска ему въ этомъ мірѣ нѣтъ. Такъ-то мы читаемъ въ каждой книгѣ не то что написано, а то, что можемъ понять и постигнуть, что тронетъ и займетъ насъ; такъ-то народныя преданія для иныхъ - бабьи сплетни, для инаго совсѣмъ иное"
и далее:
"Если невѣжественная чернь неистовствуетъ безсмысленно какъ звѣрь, разъяренный всякимъ сопротивленіемъ и препоною, если толпа, повторяя слѣпо и глухо восклицанія глашатаевъ, которые кричатъ для того только чтобы ихъ слышали, требуетъ безсмыслицы, то я не вѣрю поговоркѣ: гласъ народа, гласъ Божій; а держусь тогда другой: мужикъ уменъ, да міръ дуракъ. Тоже сказалъ, помнится, гдѣ-то Шиллеръ: Einzeln ist jeder der Herrn leidlich gescheidt und vernunftig; sind sie beisammen, gleich wird auch ein Dumkopf daraus! Но я вѣрю преданіямъ, повѣрьямъ, обычаямъ, иногда и суевѣрьямъ; я вѣрю имъ столько, что не рѣшусь осмѣять ни одного, не изслѣдовавши его, не дошедши, по крайнему разумѣнію своему, до начала и корня, до смысла и значенія его. Не вѣрьте, если вамъ кто скажетъ, что въ народныхъ бредняхъ нѣтъ смысла и значенія; по крайней мѣрѣ изо ста повѣрьевъ найдется, на первый случай, не болѣе пяти, шести, въ которыхъ мы не въ состояніи добиться до смыслу, да и тутъ еще спрашивается, гдѣ вина: искажено ли повѣрье временемъ и случаемъ, такъ что его нельзя узнать въ лицо, основано ли на утраченныхъ обычаяхъ и забытыхъ обстоятельствахъ, или просто мы слишкомъ удалены отъ понятій того сословія, которое держится повѣрья. Всѣ другія заключаютъ въ себѣ толкъ, иносказательный, или прямой; даже обычай не класть хлѣба на круглую корку, грѣшно, означаетъ, другими словами вѣроятно вотъ что: положи свѣжій хлѣбъ на круглую корку, то она отстанетъ, а потомъ плѣсень вскорѣ сядетъ и угнѣздится между мякишемъ и коркой."
Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852)
«Миргород» (1835 г.), "Тарас Бульба", IV:
"Когда так, то пусть будет так. Я слуга вашей воли. Уж дело известное, и по писанью известно, что глас народа — глас божий. Уж умнее того нельзя выдумать, что весь народ выдумал."
😎 Дополнительно
Глас народа – глас Божий («Крылатые слова», 1899 г. (Максимов Сергей Васильевич))