Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Есть зрелище еще величественнее небес — это душа человеческая.

Цитата из романа «Отверженные» (1862 г.) французского писателя Виктора Гюго (1802 – 1885), в переводе Виноградова А. К. (1888 – 1946). Из описания рассуждения Жана Вальжана о том, что полиция задержала человека, которого приняли за него (глава 3, книга 7, часть 1):

Однажды мы уже заглядывали в тайники этой совести; настала минута заглянуть в нее снова. Трудно при этом удержаться от чувства волнения и содрогания. Нет ничего ужаснее такого созерцания. Нигде духовное око не находит таких ослепительных проблесков, ни таких глубоких потемок, как в человеческой душе; нет ничего более страшного, более сложного, более таинственного и бесконечного. Есть зрелище еще величественнее небес — это душа человеческая.

Написать поэму человеческой души, хотя бы самого ничтожного из людей — значило бы слить все эпопеи в одну высшую и окончательную. Совесть — это хаос химер, похотей, искушений, мечтаний, вертеп помыслов, которых сам человек стыдится; там гнездо софизмов, арена страстей. В известные моменты проникните сквозь мертвенно-бледное лицо размышляющего человека, загляните в эту душу, в эти потемки. Под наружным безмолвием там происходят битвы исполинов, как у Гомера, состязания драконов и гидр, мелькают полчища призраков, как у Мильтона[ 1 ], проносятся видения, как у Данте. Алигьери встретил однажды роковую дверь, перед которой остановился[ 2 ] в нерешительности. Перед нами такая же дверь; на пороге ее и мы остановились в колебании. Войдем, однако.


Примечания

1) Мильтон Джон (1608 – 1674) — английский поэт, политический деятель. В своих памфлетах выступал как поборник суверенитета английской республики против феодальной реакции. В поэмах "Потерянный рай" и "Возвращенный рай" в библейских образах аллегорически изобразил революционные события, поставил вопрос о праве человека преступать освященную богословием мораль. Автор лирических поэм, сонетов, переводил псалмы.

2) ...Алигьери встретил однажды роковую дверь, перед которой остановился... — имеется в виду начало поэмы "Ад" Данте.