Ла́заря петь (значение фразеологизма) — жаловаться на судьбу, плакаться, прикидываться несчастным.
Выражение от притчи из «Библии» о бедном Лазаре.
В царской России, в людных местах, собирались толпы нищих, калек, слепцов с поводырями, которые выпрашивали милостыню у прохожих. Слепцы часто пели песню, сочиненную по евангельской притче «О богатом и Лазаре».
Лазарь был беден, а его брат богат. Лазарь питался остатками пищи богача, вместе с собаками. После смерти богач оказался в аду. К своему удивлению он увидел в раю Лазаря. Мораль — если богатый тратит свое богатство только на свое удовольствие, а бедным не помогает, не думает о душе своей и ее вечной участи, то будет осужден и не получит блаженства в будущей жизни. Те же, которые терпеливо, с кротостью, без ропота переносят страдания, получат вечную блаженную жизнь в Царстве небесном.
Понятно, что этой песней нищие старались разжалобить богатых. Иногда, нищие явно шли на уловки, чтобы получить свое. Так, выражение получило негативный оттенок — обманывать.
Песня основана на притче о бедном Лазаре из «Библии» из Евангелие от Луки (глава 16, строки 19 – 31):
"Лк.16:19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Лк.16:20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
Лк.16:21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Лк.16:22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
Лк.16:23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
Лк.16:24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Лк.16:25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
Лк.16:26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Лк.16:27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
Лк.16:28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Лк.16:29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Лк.16:30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Лк.16:31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят."
Притча о Лазаре, 1886. Бронников Ф.А. (1827 - 1902). Тверская областная картинная галерея.
В словарях
Ла́заря петь (разг. презр.) — жаловаться на судьбу, прикидываться несчастным [первонач. лазарь жалкий нищий].
📙 Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.), "Петь".
Ла́заря петь (неод.) — жаловаться на судьбу, плакаться, прикидываться несчастным (имя из евангельской притчи о нищем Лазаре). «Со мной Лазаря петь нечего, меня не проведешь.» А.Тургенев.
📙 Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.), "Петь".
Примеры
Шолохов Михаил Александрович (1905 – 1984)
"Тихий Дон" (1925 – 1940), кн. 2, ч. 4 гл. 15:
"Эй, вы — старцы слепые! Рази же так по-нашему играют? Вам под церквой с кружкой побираться, «Лазаря» играть. Песельники…"
Клычков Сергей Антонович (1889 – 1937)
"Князь мира" (1928 г.):
"Мишутка же, видно, к этой поре совсем хорошо размекнул, что и в самом деле задарма играть на рябиновой дудке коровам не большая корысть, лучше уж Лазаря тянуть возле отца, что же касательно того, что выкормыш, так это доброе дело, и за него всему селу на том свете зачтется!"
"Тут и полезет купец за кошелем для подаянья, кивнет Разумею, чтобы ехал потише, но кибитка и сама скоро станет посредине дороги: со всех сторон, услышавши ямщичьи звонки, бегут и ползут на карачках и ковыляют на костылях такие же оборванцы, у которых не заметишь ни мужичьей стати, ни мужичьей осанки, понурят кони взмыленные гривы перед этим нищим потоком, а мальчишки в грязных, вонючих отрепьях, в которых смотрит непомытое, покрытое струпьями и насекомыми тело, облепят кибитку, залезут на козлы и под дугу даже набьются, хватаясь за колокольцы, несмотря что Разумей машет на них изо всей силы кнутом; а впереди лошадей, напересек дороги встанут полукругом испытанные в слепецких песнях старики и старухи с поводырями, уставивши в проезжих выжженные в кои-то поры лунным камнем глаза, и плаксивыми голосами, словно идут они или вышли из ада, затянут "Лазаря", свою любимую песню, или причту про блудного сына, - и уж ни кнутом, ни самим громом ямщицкого матерка их тогда с дороги не сдвинешь, разве только сердобольный купец, увидя такую картину впервые, вывалит без остатка медяки из кошеля на дорогу, чтобы вся эта нищая братия, не жалея лохмотьев, цапаясь и отбивая добычу, понося последним словом друг друга, бросилась нашарап их подбирать, очистивши сбоку дорогу…"
Островский Александр Николаевич (1823 – 1886)
"Не все коту масленица" — молодой приказчик Ипполит требует у купца Ахова расчет за свою работу. Купец отказывается платить, считая, что приказчик должен был за время работы у него наворовать достаточно денег:
"А коли, в самом деле, ты, живя у меня, ничего не нажил, так кто ж виноват! Цена вам, брат, всем одна, Лазарем ты мне не прикидывайся! На честность твою я, брат, не расчувствуюсь, потому ничем ты меня в ней не уверишь."
Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)
"Медведь" (1888 г.), I:
"У меня тоже в свое время старуха померла... Что ж? Погоревал, поплакал с месяц, и будет с нее, а ежели цельный век Лазаря петь, то и старуха того не стоит."
"В потемках" (1886 г.):
"— Ну, ну... нечего Лазаря петь! Сию же минуту чтобы твоего солдафона здесь не было! "
Письмо Леонтьеву (Щеглову) И. Л., 4 февраля 1888 г. Москва:
"Если бы Вы умели смотреть на жизнь объективно, то не пели бы Лазаря. Вы один из счастливейших из современных писателей. Вас читают, любят, хвалят, избирают в «члены», Ваши пьесы ставятся и смотрятся... какого же лешего Вам еще нужно от муз?"
Достоевский Федор Михайлович (1821 – 1881)
"Униженные и оскорбленные" — Маслобоев говорит про Князя:
"У нас было несколько сходок; каким он Лазарем было прикинулся!"
«Преступление и наказание» (1866 г.) ч. 3 гл. 4:
""Этому тоже надо Лазаря петь, — думал он, бледнея и с постукивающим сердцем"
Герцен Александр Иванович (1812 – 1870)
«Былое и думы» (1868 г.):
"На монастырском дворе сидят целые толпы нищих, калек, слепых, всяких уродов, которые хором поют «Лазаря»."