Звания – Сословия («Пословицы русского народа», Даль В.И.)
Звания – Сословия, глава книги «Пословицы русского народа» (1853 г.) исследователя русского языка Владимира Ивановича Даля (1801 – 1872).
Звания – Сословия
Без попа, что без соли. Без попа не приход.
Попа и в рогоже знать. У батьки свои ухватки.
Попу нет череды на мельнице (обычаи).
Уела попа грамотка.
Ловец да чернец и по ночам мало спят.
Попова душа не берет барыша.
С попом свято (дело), с дворянином честно (т. е. почетно), а с чувашином и грех, да лучше всех (завещание подрядчика).
Лучше жить в попех, нежели в холопех.
Не дай бог попу быть в холопех, а холопу в попех!
Поповство – холопство; дьяконство – барство (говорят попы).
Поп да петух и не евши поют.
Не тому богу попы наши молятся (т. е. чтут мамона).
Поют собором, а едят по двором.
Служат соборно, а едят подворно.
Попово брюхо из семи овчин сшито.
Что поп, что кот – не поворча, не съест.
Не пиюще, не ядуще, а пенязи беруще.
В поповский карман с головкой спрячешься.
У попа сдачи, у портного отдачи не спрашивай.
Не бери у попа денег взаймы: у завистливого рука тяжела.
Завистлив, что поповские глаза.
Поп – большой маленка (чувашск., т. е. при сборе новины у него хлебная мерка велика).
Попу да вору – все впору. Богослов, да не однослов.
На черта помолвка, а попы чадят.
Волчья пасть да поповские глаза – ненасытная яма.
Любит поп блин, да и ел бы один.
Родись, крестись, женись, умирай – за все попу деньгу подавай.
Накажет дед, как помрет: без рубля поп не похоронит.
Кто с живого и с мертвого дерет?
Кому мертвец, а нам товарец.
Один хлеб попу, одна радость – что свадьба, что похороны.
Где чует кутью, туда идет.
От вора отобьюсь, от приказного откуплюсь, от попа не отмолюсь.
Поп попа хвалит, только глазом мигает.
У святых отцов не найдешь концов.
Поп толоконный (толокняный) лоб (из сказки).
Где попы, там и клопы (а у мужика тараканы).
Келья гроб – и дверью хлоп. Постриженный, что отпетый.
Черт монаху не попутчик (его монах проведет).
От беды (не) в чернецы.
Монастырщина, что барщина (от монастырских крестьян).
Дожила голова до черного клобука (как до последнего убежища).
Ты дочь попова, да я и сам игумнов сын.
Поповы детки, что голубые кони: редко удаются.
Распоп не поп, а поповичи распоповичи.
Кутейники (Поповичи) дергачи, ели с медом калачи.
Кутейники дергоноги: не нашли пути-дороги.
Через семьдесят могил хватил (разорвали) один блин.
При церквах проживают, а волю дьявольску совершают.
Были встарь сосуды деревянны, попы золотые; ныне сосуды золотые, попы деревянны.
Алтарю служить, от алтаря и жить (питаться).
Хорошо попам да поповичам: зовут и пироги дают.
Лучшую мерлушку попу на опушку.
Поп – недобрая встреча. Поп сквозь каменну стену сглазит.
Кто попу не сын, тот сукин сын.
Поп как поп, да попадья не поповна.
Попадья умрет – поп в игумны; поп умрет – попадья по гумнам.
Бережет, что поп попадью.
Одна у попа попадья, да и та последняя (останная).
Дворовы да поповы плодливы.
Это попова дочка: где кормят, туда и ходит.
Что долго нет обедни? – Попадья не устряпалась (пироги в печь не посадила).
Согрешили попы за наши грехи.
Три попа, а заросла в церковь тропа.
Стоит ад попами, дьяками да неправедными судьями.
Поп хочет большого прихода, а сам ждет не дождется, когда кто помрет.
И попова корова смотрит быков.
И работница попова не ходит в алтарь.
Поп Васька дома? – Кто тут? – Я, Василий Иванович (чувашанин).
Дьякон во весь народ завякал.
Дьяконство – боярство, поповство – холопство.
Из попов да в дьяконы.
Из колокольных дворян.
У него вся вотчина голосом поет (колокола).
Из высоких дворян, чьи терема под небеса ушли.
Брюшко да головка – семинарская отговорка.
Не служба (Не должность) кормит, а место.
Перо легче сохи. Перо плеча не ломает.
Что мне чины, коли во щах нет ветчины?
Что и честь, коли нечего есть?
То не дьячество, коли не бывал в подьячестве.
За перо возьмется – у мужика мошна и борода трясется.
В чернилах купаться (служить в приказных).
В чернилах крещен, в гербовой бумаге повит, концом пера вскормлен ("Слово о полку Игореве").
Чернильная душа, чернильная пиявка.
Горячее едят подьячие, голодные едят холодное.
Кто с ярыжкой поводится, без рубахи находится.
Коли в полиции, так без амбиции.
Не по чему заседателю плакать.
Дерет коза лозу, а волк козу, а мужик волка, а поп мужика, а попа приказный, а приказного черт.
Приказный и со смерти на вино просит.
Подьяческий карман, что утиный зоб: не набьешь.
Приказный черту брат. Приказный черту душу заложил.
Запродана душа, и задатки взяты (у приказн.).
Приказный безотвязный: стоит над тобой, как черт над душой.
От вора дубинкой, от приказного полтинкой (отобьюсь).
Козел да приказный – бесова родня.
Подьячим и на том свете хорошо: умрет, прямо в дьяволы.
Двадцать лет чернила составлял (мешал).
Строкулист, строганы голяшки, стычные ребрышки.
Четыре полы, восемь карманов (у приказного).
Сколько увидит денег (приказный), столько и давай.
И взмолишься (приказному): спаси нас, люд отчаянный!
В руках перо, в зубах перо, за ухом перо.
Бойся худого локтя да светлой пуговицы.
Нельзя никак, а сам и руку назад (т. е. нельзя ли как?).
Сам в сапогах, а след босиком (т. е. без подошв).
Зачем приказный женится? Шинели нет.
Приказный проказлив: что ни сдерет, то все проживет.
Приказная строка, приказный крючок.
Ино и за светлою пуговкою душа живет.
Солдат – казенный человек.
Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия воскормлены ("Слово о полку Игореве").
Хоть нагишом, да с палашом. Гол, да исправен.
Солдатский ответ – сейчас; подьяческий – завтра.
У солдата на все ответ есть (готов).
Коли у русского солдата поясница поразомнется да ноги поразмотаются, так только держись подметки.
Нешто солдату и без шубы деется: идет да греется.
Ружье да ранец не тяга, а крылья.
Пуля дура, штык молодец.
Пулей за камнем не достанешь, а штыком из земли выковырнешь.
Солдатская жена (ружье). Солдатский братец (ранец).
Солдату отец – командир; мать и мачеха – служба.
Солдат – отрезанный ломоть (т. е. от семьи).
Солдат домой пишет – поминать велит.
Поп попа родит, солдат солдата (по старым законам о кантонистах).
Опричь матери родной вся родня в полку (братья, дяди и пр.).
Солдатам, что малым ребятам, и барабан в потеху.
Солдат да малых ребят бог бережет.
Чу, теленок замычал (барабан).
Стой, не шатайся; ходи, не спотыкайся; говори, не заикайся; ври, не завирайся!
Коленей не подгибай, да брюха не выставляй, да не относи заду.
Не выпячивайся, не осаживайся и в середке не мотайся.
Тянись да примись, а в бок не задавайся.
Смерть русскому солдату свой брат.
Солдатская душа застрахована.
Пьяный солдат перейдет (по льду), а собака провалится (былой случай).
Где коза прошла, там и солдат пройдет.
Где щель, там солдат пролезет; где свалится, там и спит.
Где тесно, там-то солдату и место.
Солдат шилом бреется, дымом греется.
У солдата шило бреет, а шубы нет, так палка греет.
Дурак любит красно, солдат любит ясно.
Часовой летом зной, зимой стужу стережет.
Казаки – глаза и уши армии (Суворов).
Казаки обычаем собаки. Казак – глазастая собака.
Казак донской, что карась озерной: икрян (и прян) и солен.
У наших казаков обычай таков: где просторно, тут и спать ложись.
Казак и в беде не плачет.
Еще казацка матка (сабля) жива (или: не умерла. Богд. Хмельницкий).
Казаки все наголо (поголовно все) атаманы.
Казаки, что дети: и много поедят и малым наедятся.
Без коня не казак. Казак без коня, что солдат без ружья.
Казаку конь себя дороже. Казак сам голодает, а лошадь сыта.
Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.
Казак и гривки прихватит (с пикой, чтобы сильнее ударить).
Откуда берутся эти солдаты? – сказала баба. – Вестимое дело, – отвечал служивый, – солдат солдата родит.
Где ни пожил солдат, там и расплодился.
Солдатская голова, как под дождичком трава.
У нашего брата везде свои ребята. У солдата везде ребята.
Солдату в походе все новый дом (что день, то новоселье).
Русский солдат, куда ни пришел, всё дома.
Служивый, что муха: где щель, там и постель, где забор, там и двор.
Коли не дашь солдату кольев в стену набить, так ему и не квартира.
Солдат в отпуску – рубаха из порток.
Стрелец стреляет, да и мошну не забывает (грабит).
У стрельца не ходи до крыльца (т. е. обидит, старин.).
Солдат, как волк: где попало, там и рвет.
Солдат близко – кланяйся ему низко.
На то он солдат (чтобы драться, буянить, украсть и пр.).
Цыц, собака, не съешь солдата: солдат сам собака.
Обжорная команда идет (войско).
Солдат – кислая муниция (дразнят гарнизонных).
Гарниза пузатая. Инвалид без пороху палит.
Магазейная крыса (инвалидный солдат).
Хоть в лаптях, да тех же ратных (ополчение).
Солдат – горемыка, хуже лапотного лыка.
Такой воин, что стоит да воет.
Легко про воина слушать, да тяжело (да страшно) его видеть.
От лямки выслужиться (с нижнего чина).
Мутит, как москаль (как солдат) на селе (малор.).
С москалем дружись, да на ногах держись (малор.).
Знает сам москаль дорогу, а спрашивает (малор.).
Не за то бьют солдата, что крадет, а чтобы концы хоронил.
Кто идет? – Черт. – Ладно, лишь бы не москаль (малор.).
С солдатом не спорить стать.
Солдат – багор: что зацепил, то и потащил.
Солдат, что багор: зацепил, потащил; сорвалось – не удалось.
Не видал ты тут солдата? – Да коли что украдено, так видел.
Не было ль тут солдата? – Коли что пропало, так был.
Служба, не видал ли тут теленочка? – А какой он был? – Рыженький, с обрывком на шее. – А один бок потертый? – Да, да, он и есть! – Нет, не видал.
Солдат ухватит, а поймают – нешто это твое? говорит; а твое, так возьми!
У солдата нет карманов, а все спрячет (уберет).
Кто идет? – Солдат. – Что несет? – Кафтан. – Где взял? – Украл. – Кто велел? – Капрал.
Солдат добрый человек, да плащ его хапун (т. е. под полу прячет).
У солдата шинель – постель, шинель – кошель, а руки – крюки.
Солдат не украл, а просто взял (а так взял).
Солдату не грех поживиться. Солдату не украсть, так негде взять.
Солдат чего не унесет, то разобьет.
С голого солдата не пуговку сорвешь. За солдатом пиши пропало.
Хоть ложку деревянную, а украсть что-нибудь с постою надо.
Солдат – бесстыжие глаза.
Солдат только на морозе да на огне краснеет.
Солдат с солдата не возьмет.
Солдату с солдата не поживляться стать.
У солдата кулак костяной. Солдат – костяной кулак.
Солдат и черта замучил (т. е. ученьем; сказка).
Солдату ни в раю, ни в аду места нет (там буянит, тут чертей ученьем замучил; из сказки).
Солдат промеж неба на земле (то же).
Солдату три деньги в день, куда хочешь, туда их и день.
Сыт крупицей, пьян водицей.
Дворянская служба – красная нужда (о старин. воен. службе).
Солдат умирает в поле, матрос в море (мужик в яме).
Умирай в поле, да не в яме.
Лучше умирать в поле, чем в бабьем подоле.
Морских топит море, а сухопутных крушит горе.
Кто с дерева убился? – Бортник. – А утонул? – Рыбак. – А в поле убитый лежит? – Служилый человек.
Хорошо, сказывают, в солдатах, да что-то мало охотников.
Солдата за все бьют, только за воровство не бьют.
Солдата за все бьют: недошагнет – бьют, и перешагнет – бьют.
Недовернешься – бьют, и перевернешься – бьют.
Мужик пляшет – шапкой машет, приседает – меру знает; солдат выпьет за отвагу – скачет, пляшет до упаду.
Усы, усы чебоксары, захотели вы в гусары.
Пьяница во флоте, щеголь в пехоте, умница в артиллерии, дурак в кавалерии.
Узнавай матроса по заплатам. Матрос – смолевая кудель.
Матрос и корову не уведет, не трекнув.
У морекой (У водяной) крысы зубы остры.
Не пылить, пехота! (кричит конница, обгоняя пехоту, которая месит грязь по колено).
Синица не птица, прапор не офицер.
Курица не птица, прапор (констапель, комиссар) не офицер.
Куцый капитан общипанной команды (дразнят гарнизонных).
Отставной козы барабанщик (от обычая водить медведя с мальчишкою, наряженным козою, и с барабанщиком).
Служил он конного полку пегой (пешей) кобылой под литаврами.
Солдатка ни вдова, ни мужняя жена.
У солдатки сын семибатешный.
Большому кораблю большое плаванье.
Большому – большая дорога. Большому простор, малому теснота.
Барин за барина, мужик за мужика.
Неволя холопу, а воля господину.
Барскую просьбу почитай за приказ.
Барская просьба – строгий наказ.
Как двойка перед тузом.
Как травинка перед лесом.
В боярский двор ворота широки, да вон узки (о кабале).
С боярами не ешь вишен: костьми закидают (переводн.).
Были были (Была быль), и бояре волком выли (от стрельцов, от опричников).
Дворянская кровь и в петровки мерзнет (зябнет).
Барская ласка до порога. Барской лаской не хвастай.
Барская милость – божья роса.
Барская милость – кисельная сытость (т. е. ненадежна).
Барский гнев да барская милость (равно опасны).
Пропали наши головы за боярами голыми.
Слуги в шелках, а бары в долгах.
Ваше благородие черт зародил, а нас грешных господь спосоздал.
Попри-ка сам, поверишь и нам (или: скажешь и нам).
Этот изъян разложить на крестьян.
Мы люди подневольны: нас и бьют небольно; а вы люди прохладны: вас и гладь, так неладно.
Паны дерутся, а у хлопцев чубы трясутся (малор.).
Бары дерутся, а у холопов чубы болят.
Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку.
Без ног на печи, без рук в зыбке, да третий покойник – тягло.
Старый да малый: рук нетути, а роток есть.
Господской работы не переработаешь.
Толки воду на воеводу!
Не столько впереди божьих дней, сколько барских затей.
Мы и там служить будем на бар: они будут в котле кипеть, а мы станем дрова подкладывать.
Раздень меня, разуй меня, уложи меня, покрой меня, переверни меня, перекрести меня – а там, поди, усну я сам.
Кабы не боярский разум да не мужичья простота, все бы пропали.
Мужик кочадыком, а чистомойка (чистоплюйка) языком.
Бары липовые, а мужики дубовые.
Бары крушиновые (хрупки), мужики кручинные.
Бары кипарисовые, мужики вязовые (и гнутся, и тянутся).
Дворяне сахарные (пряничные), крестьяне аржаные.
Бары-те крупичаты да сдобные; мужики ржаные да с закалом.
Вы сахарнички, медовички; мы мякиннички, толоконнички.
Живет – не тужит, погоняет – не охает: своя падет, так чужую подпрягут.
Я вашец, ты вашец, а кто ж хлеба пашец? (Западн.).
Ты сударь, и я сударь, а кто хлеба пахарь?
Я сударь, ты сударь, а кто же у нас присударивать станет?
Не будет лапотника, не станет и бархатника.
Как лапотника не станет, так и бархатник не встанет.
Дать слово – дело дворянское; помнить слово – крестьянское.
Большой за небо не хватается, а и малый по земле не валяется.
Хвали рожь в стогу, а барина в гробу!
Вольному (Казенному) просторнее, барскому спокойнее (жить).
Казенный крестьянин живет, как бог велит, а барский, как барин рассудит.
За чужой головой ино и легче жить, да тошнее.
Не ровны и бары: иной бога боится, и за него бога молят.
Кто служит – тужит, а кто орет – песенки поет.
На Руси дворянин, кто за многих один.
По вольности дворянства (от маниф. Петра III).
По милости боярской – сам себе Пожарской.
С боярами знаться – ума набраться (греха не обобраться).
Знают про то большие, у кого бороды пошире.
Хоть шляхтич дробной, да породы доброй (западн.).
Хоть дрянь (пьян), да из хороших дворян.
Тащил черт однодворцев в коробе, да рассыпал под гору.
Нес черт грибы в коробе, да рассыпал по бору: и выросли однодворцы.
Собрал черт всех однодворцев в решето и понес: гром грянул, он и выворотил их над Воронежем.
У спеси дворянской да разум крестьянской.
Родом дворянин, а делами жидовин.
Хоть лыком шит, да барин.
Хоть не сто ит лыка, да ставь за велика.
Боярин и в рубище не брат. Такой сякой барин, а все не мужик.
Из тех же господ, только самый испод.
Белые ручки чужие труды любят.
Не тяга – сын боярский (не тяглый, не работник).
Иное боярство хуже пономарства.
Не равны бары, не равны и крестьяне.
Из (доброго) помещика дух вон, из крестьян красные дни.
Не так барин, как барчата (надоедают; малор.).
Тиуны, что трут, рядовичи, что искры (старин.).
Дворянский сын, что ногайский конь: умирает, так хоть ногой дрягает.
Зажить бы паном – все придет даром.
Лихо зажить паном – все пойдет даром.
Не богат дворянин, да едет не один.
Не диво, что у пана жена хороша (западн.).
Корёгский барин: сам орет, сам и пашет (Корёга около Буи).
Сам пашет, сам орет, сам и дережки берет (однодворец).
Сам барин, сам холоп, сам пашет, сам орет, сам с крестьян оброк берет.
Хоромы кривые, сени лубяные, слуги босые, собаки борзые.
Без индейского петуха, без борзого кобеля – не помещик.
Дворянские животы и тонкие, да долгие: все тянутся.
Посадские животы толсты, да коротки; а дворянские тонки, да долги (купец держится одним богатством; раз оборвался – и пропал, дворянин же все тянется, хоть и на чужом).
Мещанская честь, что соболья (свиная) шерсть (?).
Барин – татарин, кошку обжарил (насмешка над господами, которые едят все, напр. зайца).
Есть вашей братьи в коротком платье.
Ты барин, да и я не татарин.
Барин-то ты барин, да только я тебе не слуга.
У всякого крестьянина по семи баринов.
Сколько ворот, столько господ (о мелкопоместных).
Не грози боярин холопу хлебом, а холоп боярину бегом.
Не кори холоп работой, а барин хлебом.
Не хвались слуга бегом, а господин хлебом.
Сколько рабов, столько врагов.
Временем и смерд барыню берет.
У меня хоть кафтан сер, да я за пазухой смел; а у тебя хоть кафтан синь, да люди говорят: его скинь (т. е. я богаче, а ты продувной).
Хамово отродье, хамье-лакало (о дворне).
Мужичья кость собачьим мясом обросла (то же).
Из хама не будет пана (то же).
Не мешайся деревенская собака промеж городских!
Суповы ноги. Кургуза душа (о дворне).
Языком тарелку проломил. Поднос пролизал насковозь (то же).
И медом не пой, только смердом не брани (то же).
Из осинового дышла тридцать три холуя вышло (холуй – лакей и чурка).
Уж виден холоп: серьга в ухе (о дворне).
Ведают и миряне, что мы не дворяне.
Курам, да воронам, да девкам дворовым.
Что ни живи, а все вон гляди (о дворне).
Коли барский дурак, так и красный колпак.
Мужик волостель – пущий живодер.
Сохрани бог от мора, от пожара, да от нашего брата, как угодит в бара!
Верен раб – и господин ему рад.
Добрый (Верный) раб за' господина умереть рад.
О том холоп не тужит, что долго служит.
Неверный слуга господину супостат.
Приданая раба – запазушная змея.
Невольник не богомольник.
Не считайся с рабою, не сверстает тебя с собою.
Холопское слово, что рогатина.
Мужик – деревянная рогатина (колоть не колет и пороть не порет, а торчит копылом).
Смерда взгляд пуще брани.
Еловый пень не отродлив, а смердий сын не покорлив.
Где смерд думал, тут бог не был (об умничанье прислуги).
Слуга барину не товарищ.
Как смерд ни моется, а все смердит.
Как смерд ни умывается, а все грязью заваляется.
Барин говорит горлом, а мужик горбом (работает да кланяется).
Богат, богат, а без хлеба не крестьянин.
Холоп на господина не доказчик.
Холоп на холопа послух (свидетели).
В те поры холопу время, когда господину безвременье!
Господская болезнь – крестьянское здоровье.
Барская хворь – мужицкое здоровье.
Мужичок не грибок, не растет под дожжок.
Душа божья, голова царская, спина барская.
Хоть изба елова, да сердце здорово.
Смерд, что куколь: сверху сер, а нутром бел.
Хоть шуба овечья, да душа человечья.
Хоть сыромятная, а все душа .
На мужике кафтан хоть сер, да ум у него не черт (не волк) съел.
Шкура и не черного соболя, да своя.
Мы люди темненькие, на нас шкурки тоненькие.
Княжна хороша, и барыня хороша, а живет красна и наша сестра.
Мужик деревенский хоть сер, да сбойлив.
И серо да сбойливо (т. е. прочно).
Мужик сделан, что овин, а сбойлив, что жидовин.
Мужик, что мешок: что положишь, то и несет.
У кого пистоли, а у нас дубинки Христовы.
Нас, простых, и бог простит.
Наш брат – полоса мяса.
Мужик и весь пять рублев (закон верит ему на пять р.).
С мужиком не скоро сговоришь (столкуешь).
Мужик, что рогатина: как упрется, так и стоит.
Одна забота: не стала б работа.
Крестьянскими мозолями и бары сыты живут.
Мужик – проказник, работает и в праздник.
Мужик глуп, как свинья, а хитер, как черт.
Мужик-деревня, голова тетерья.
Деревня, деревня – голова тетерья.
Мужик-деревня, голова тетерья, ноги утячьи, зоб курячий, палкой подпоясался, мешком упирается.
Мужик задним умом крепок.
Мужик-плут, продай кнут; мужик-ежик, продай ножик!
Крестьянское дело запестовато (т. е. грубо, неповоротливо).
Мужик валтруп, дубинородный.
Мужик – Черт Иванович Веревкин.
Мужик не ртом глядит, а пазухой.
Крестьянское брюшко вкруг спинки обошло (обросло).
Мужик – дурак: не чует, что в бороде рак.
Мажь мужика маслом, а он все дегтем пахнет.
Мужика семь лет в котле варить.
Сколько ни вари мужика, он все сырым (сырьем) пахнет.
В нем кислая шерсть есть. Нагольным тулупом пахнет.
Мужик – сыромятная душа. Отцы и деды наши не домяты.
Сермяжная посконщина дегтем подбита.
В мужицком брюхе и долото сгниет.
Крестьянское горло – суконное бердо: все мнет.
Мужик одних горячих блинов не наестся (он ест их, завернув ломоть хлеба в блин).
Мужик с одним яйцом каравай хлеба съест.
Русского мужика без каши не накормишь.
Без кашки-то что-то зябнется.
Мужик съел пятнадцать калацыков с калацышком, полведерко огурцыков, полмяконького (т. е. полситного) да тридцать кисточек рябинки, а все вода водой.
Богат Иван – богат и пан.
Не станет хлеба, барин даст (поговорка беззаботных крестьян).
На что мужику деньги? Не давай!
Мужик год не пьет, два не пьет, а бес прорвет – все пропьет.
Такое житье, что крестами оброк платим.
Из сохи выпряги, да под солдата отдай.
Не бей мужика дубьем (дубиной), бей рублем (полтиной).
Не бей мужика в спину, бей в брюхо, скорее целковый выскочит.
В нашей волости три болести: рекрутство, подати да земщина.
И мужик знает, кто на него лает.
Собака, не тронь бурлака, бурлак сам собака.
Елка зелена – бурлак денежку добудет.
У бурлака когда белая рубаха, тогда и праздник.
Дождь – мужику рожь, а бурлаку вошь.
Бурлак, что сирота: когда белая рубашка, тогда и праздник.
Дома бурлаки – бараны, а на плесу – буяны.
Мужика не шуба греет, а цеп.
От крестьянской работы не будешь богат, а будешь горбат.
Мед сохи да бороны не укроешься (т. е. одной пашней не проживешь).
Хлеб дома, а оброк на стороне.
На стороне добывай, а дома не покидай!
На соль, на деготь да на царские подати.
Богу на свечу, царю на подати, себе на пропитание.
Мужик – богу свеча, государю слуга.
Дополнительно
Пословица, Поговорка, Цитата, Крылатая фраза, Фразеологизм: в чём отличие?
Русские пословицы (сборник)
Пословицы мира (сборник)
Девизы (сборник)
Книга "Русские народные пословицы и притчи" (1848 г.), Снегирёв И.М.