Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

День пожарной охраны (30 апреля)

День пожарной охраны отмечается 30 апреля на основании Указа Президента РФ от 30.04.1999 N 539 "Об установлении Дня пожарной охраны".

В этот день 30 апреля 1649 года российским императором Алексеем Михайловичем был подписан документ называвшийся «Наказ о Градском благочинии». Этим наказом, в Москве, впервые в Российской империи вводилось постоянное, круглосуточное дежурство пожарных дозоров, коим предписывалось не только принимать активное участие в тушении пожаров, но и контролировать соблюдение существовавших на тот момент правил пожарной безопасности. Пожарные патрули обладали и правом применять ряд карательных мер к нарушителям.

После революции 1917 года, а именно 17 апреля 1918 года,  Ленин В.И. подписал декрет «Об организации мер борьбы с огнем». В период СССР именно 17 апреля считалось «днем пожарного».

В 1999 году указом Бориса Ельцина День пожарного снова устанавливается на 30 апреля.

Пожарная охрана
Пожарная охрана

Будни российских пожарных в 19 – начале 20 века описал писатель Гиляровский Владимир Алексеевич (1855 – 1935) в книге "Москва и Москвичи" (1926 г.). Так, в главе Под каланчой он пишет:

"Сто лет самоотверженной, полной риска работы нескольких поколений на виду у всей Москвы. Еще и сейчас немало москвичей помнят подвиги этих удальцов на пожарах, на ходынской катастрофе во время царского коронования в 1896 году, во время наводнений и, наконец, при пожаре артиллерийских складов на Ходынке в 1920 году.

Московскую пожарную команду создал еще граф Ф. В. Ростопчин. Прежде это было случайное собрание пожарных инструментов, разбросанных по городу, и отдельных дежурных обывателей, которые должны были по церковному набату сбегаться на пожар, кто с багром, кто с ведром, куда являлся и брандмайор.

С 1823 года пожарная команда стала городским учреждением. Создавались пожарные части по числу частей города, постепенно появились инструменты, обоз, лошади.

И только в 1908 году появился в пожарном депо на Пречистенке первый пожарный автомобиль. Это была небольшая машина с прикрепленной наверху раздвижной лестницей для спасения погибавших из верхних этажей, впрочем не выше третьего. На этом автомобиле первым мчался на пожар брандмайор с брандмейстером, фельдшером и несколькими смельчаками — пожарными-топорниками.

Автомобиль бешено удирал от пожарного обоза, запряженного отличными лошадьми. Пока не было телефонов, пожары усматривали с каланчи пожарные. Тогда не было еще небоскребов, и вся Москва была видна с каланчи как на ладони. На каланче, под шарами, ходил день и ночь часовой. Трудно приходилось этому «высокопоставленному» лицу в бурю-непогоду, особенно в мороз зимой, а летом еще труднее: солнце печет, да и пожары летом чаще, чем зимой, — только гляди, не зевай! И ходит он кругом и «озирает окрестности»."

Деятельности пожарных посвящена и отдельная глава книги "Москва и Москвичи" (1926 г.) — Пожарный.

Двуручный противопожарный насос. Начало 20 века (акционерное общество Густав Лист)
Двуручный противопожарный насос. Начало 20 века (акционерное общество Густав Лист)
Пожарная часть с каланчей (Петровско-разумовский проезд 21, Москва)
Пожарная часть с каланчей (Петровско-разумовский проезд 21, Москва)
Здание пожарной охраны в Суздале
Здание пожарной охраны в Суздале

В литературе

В имении писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904) в Мелихово 1896 году возник пожар. Писатель Рейфилд Дональд в книге "Жизнь Антона Чехова" (перевод О. Макаровой) пишет:

"Чехов, ежегодно видевший, как сгорает дотла тот или иной соседский дом, предусмотрительно приобрел пожарную машину — приводной насос с колоколом и шлангом, установленный на повозке".

Дополнительно

30 Апреля

Апрель