Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Русского человека всегда больше интересовала иностранная политика, чем своя русская.

Слова из Письма Суворину А. С., 5 декабря 1894 г. Мелихово русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет издателю Суворину Алексею Сергеевичу (1834 – 1912), о работе над повестью из московской жизни:

Публика ждет чего-то особенного, и газеты ее не удовлетворяют; но желания ее крайне неопределенны. Даже слухов определенных нет, а всё какая-то бесформица. Русского человека всегда больше интересовала иностранная политика, чем своя русская, и, прислушиваясь к разговорам, видишь теперь, до какой степени наивен и суеверен русский интеллигент и как мало у него знаний. Его нянька в детстве ушибла[ 1 ], его запугали воспитанием, и он боится иметь собственное мнение и так мало верит себе, что если сегодня сделал овацию Ермоловой, то завтра ему уже совестно этой овации[ 2 ]. Но как бы ни было, все ждут и на что-то надеются, и все при встрече улыбаются.


Примечания

1) В детстве мамка ушибла — Выражение из комедии «Ревизор» (1836 г.) русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852). Слова судьи Ляпкина-Тяпкина Аммоса Федоровича, который пытается оправдать своего коллегу, заседателя суда, замеченного в пьянстве (действие 1, явление 1).

2) ...если сегодня сделал овацию Ермоловой, то завтра ему уже совестно этой овации. — Возможно, что Чехов имеет в виду какой-то эпизод, связанный с бенефисным спектаклем 18 февраля 1894 г. в Малом театре — «Равеннский боец» Ф. Гальма, в котором актриса Ермолова Мария Николаевна (1853 – 1928) исполняла роль Туснельды. Один из зрителей, Г. И. Курочкин, вспоминал впоследствии: «Бенефисный спектакль Ермоловой был праздником и для нее, и для ее поклонников-москвичей, и прежде всего — учащейся молодежи. На галерке было тесно, душно и жарко; "зайцами" были забиты все уголки; вся эта масса, с возбужденными лицами, после каждого акта неистово хлопала, кричала "браво, Ермолова", а в антрактах с азартом обсуждала и игру и пьесу. Через оркестр Ермоловой подносили подарки, лавровые венки, корзины цветов. После спектакля у подъезда стояла толпа молодежи; при появлении артистки опять приветствовали ее восторженными криками; а она кланялась направо и налево и торопливо шла к карете» (Мария Николаевна Ермолова. Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников. М., «Искусство», 1955, стр. 397). Однако в статье «"Равеннский боец" — Фридриха Гальма», опубликованной в журнале «Артист» под псевдонимом «X», было высказано мнение, что успех этот нельзя считать безусловным: «Об успехе гальмовского детища у московской публики пока судить еще нельзя, так как пьеса шла два раза и оба раза в исключительных условиях: в первый раз — в бенефисный спектакль, во второй — в самый разгар масленицы» («Артист», 1894, кн. 3, № 35—36, стр. 197).


😎 Дополнительно

Произведения Чехова А. П.

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)