Медовый спас — православный праздник, отмечаемый 14 августа: Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
В народе этот праздник называют Медовый спас. В этот день, по поверьям, пчелы перестают собирать нектар.
Считается, что с того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в кресте стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему.
Медовый Cпас — один из трех Спасов, издревле отмечающихся на Руси. Принято святить мед в церкви, готовить блюда, выпечку и напитки из меда. Точно так же и другие Спасы — 19 августа — Яблочный спас и 29 августа — Ореховый спас — символизируют собой вкушение первых плодов нового урожая. Считается, что в Медовый Спас даже самый нищий и нуждающийся человек должен откушать свежего мёда: «На Первый Спас Медовый и нищий мёд ест».
Из-за того, что 14 августа была крещена вся Русь водой Днепра, Медовый Первый Спас также зовут еще Мокрым, Водным Спасом или Спасом на Воде.
Медовым спасом начинается Успенский пост (в просторечии Госпожинки, Оспожинки, Спожинки) — православный пост, установленный в память Успения Богородицы, один из четырёх многодневных постов церковного года. Соблюдается успенский пост с 14 августа по 27 августа включительно и завершается праздником Успения.
В первый день поста, в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня 14 августа, по традиции совершается освящение мёда нового сбора, и с этого дня благословляется его употребление в пищу.
В праздник 19 августа — Яблочный спас. Преображение господне можно употреблять рыбу; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая, которые освящают в этот день в церквях
В праздник Успения Божией Матери 28 августа, если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет.
Историческая справка
Празднование изначально было установлено в Константинополе, поводом послужили многочисленные болезни, часто начинавшиеся в августе. Зарождение праздника относится к 9 веку, а в 12 - 13 веках он утвердился во всех Православных церквях мира. Официально праздник был установлен в 1164 году Андреем Боголюбским.
В литературе
Шмелёв Иван Сергеевич (1873 – 1950)
"Лето Господне" (1933 – 1948) — в главе "ЯБЛОЧНЫЙ СПАС" описываются все Спасы:
"Три Спаса. Первый Спас — загибает он желтый от политуры палец, страшно расплющенный, — медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается... уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут. Бывало, батюшке насбираем мешок орехов, а он нам лапши молочной — для розговин."
Дополнительно
Внешние ссылки
Успенский пост (pravoslavie.ru)