Слова из Письма Чехову Ал. П., 10 мая 1886 г. Москва писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет брату Чехову Александру Павловичу (1855 – 1913) о повести "Город будущего", которую писал Александр:
«Город будущего» — тема великолепная[ 1 ], как по своей новизне, так и по интересности. Думаю, что если не поленишься, напишешь недурно, но ведь ты, чёрт тебя знает, какой лентяй! «Город будущего» выйдет художественным произведением только при следующих условиях: 1) отсутствие продлинновенных словоизвержений политико-социально-экономического свойства; 2) объективность сплошная; 3) правдивость в описании действующих лиц и предметов; 4) сугубая краткость; 5) смелость и оригинальность; беги от шаблона; 6) сердечность.
По моему мнению, описания природы должны быть весьма кратки и иметь характер à propos. Общие места вроде: «Заходящее солнце, купаясь в волнах темневшего моря, заливало багровым золотом» и проч. «Ласточки, летая над поверхностью воды, весело чирикали» — такие общие места надо бросить. В описаниях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина. Например, у тебя получится лунная ночь[ 2 ], если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки или волка и т. д. Природа является одушевленной, если ты не брезгуешь употреблять сравнения явлений ее с человеческими действиями и т. д.
В сфере психики тоже частности. Храни бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев... Не нужно гоняться за изобилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое: он и она...
Пишу это тебе как читатель, имеющий определенный вкус. Пишу потому также, чтобы ты, пиша, не чувствовал себя одиноким. Одиночество в творчестве тяжелая штука. Лучше плохая критика, чем ничего... Не так ли?
Пришли мне начало своей повести... Я прочту в день получения и возвращу тебе со своим мнением на другой же день. Оканчивать не спеши, ибо раньше середины сентября ни один питерский человек не станет читать твоей рукописи, — овые за границей, овые на даче...
Я рад, что ты взялся за серьезную работу. Человеку в 30 лет нужно быть положительным и с характером[ 3 ]. Я еще пижон, и мне простительно возиться в дребедени. Впрочем, пятью рассказами, помещенными в «Новом времени»[ 4 ], я поднял в Питере переполох, от которого я угорел, как от чада.
Примечания
↑ 1) «Город будущего» — тема великолепная... — Ал. П. Чехов писал: «Пишу я "Город будущего" и копирую Новороссийск. (...) Окончу — пришлю тебе на прочтение: с тем и пишу». Сведений о завершении замысла Ал. П. Чехова нет.
↑ 2) ...получится лунная ночь ~ тень собаки или волка... — Чехов приводит пример из собственного опыта: см. рассказ «Полк» в т. 5 Сочинений (напечатан в «Петербургской газете», 1886, № 74, 17 марта). Позднее Чехов упоминает этот же прием в «Чайке», 1896 (4 действие).
↑ 3) ...нужно быть положительным и с характером. — Так писал П. Е. Чехов сыновьям Антону и Николаю еще в 1883 г. («Краснеть перед хозяином не в моих летах — я человек с характером, положительный» — 2 января 1883 г., ГБЛ). Это выражение у братьев Чеховых вошло в обиход. Использовано в рассказе «Хороший конец», (1887) и пьесе «Свадьба» (1889).
↑ 4) ... пятью рассказами, помещенными в «Новом времени» — «Панихида», «Ведьма», «Агафья», «Кошмар» и «Святою ночью».
Дополнительно
Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)