Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

В описаниях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина.

Слова из Письма Чехову Ал. П., 10 мая 1886 г. Москва писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет брату Чехову Александру Павловичу (1855 – 1913) о повести "Город будущего", которую писал Александр:

«Город будущего» — тема великолепная[ 1 ], как по своей новизне, так и по интересности. Думаю, что если не поленишься, напишешь недурно, но ведь ты, чёрт тебя знает, какой лентяй! «Город будущего» выйдет художественным произведением только при следующих условиях: 1) отсутствие продлинновенных словоизвержений политико-социально-экономического свойства; 2) объективность сплошная; 3) правдивость в описании действующих лиц и предметов; 4) сугубая краткость; 5) смелость и оригинальность; беги от шаблона; 6) сердечность.

По моему мнению, описания природы должны быть весьма кратки и иметь характер à propos. Общие места вроде: «Заходящее солнце, купаясь в волнах темневшего моря, заливало багровым золотом» и проч. «Ласточки, летая над поверхностью воды, весело чирикали» — такие общие места надо бросить. В описаниях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина. Например, у тебя получится лунная ночь[ 2 ], если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки или волка и т. д. Природа является одушевленной, если ты не брезгуешь употреблять сравнения явлений ее с человеческими действиями и т. д.

В сфере психики тоже частности. Храни бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев... Не нужно гоняться за изобилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое: он и она...

Пишу это тебе как читатель, имеющий определенный вкус. Пишу потому также, чтобы ты, пиша, не чувствовал себя одиноким. Одиночество в творчестве тяжелая штука. Лучше плохая критика, чем ничего... Не так ли?

Пришли мне начало своей повести... Я прочту в день получения и возвращу тебе со своим мнением на другой же день. Оканчивать не спеши, ибо раньше середины сентября ни один питерский человек не станет читать твоей рукописи, — овые за границей, овые на даче...

Я рад, что ты взялся за серьезную работу. Человеку в 30 лет нужно быть положительным и с характером[ 3 ]. Я еще пижон, и мне простительно возиться в дребедени. Впрочем, пятью рассказами, помещенными в «Новом времени»[ 4 ], я поднял в Питере переполох, от которого я угорел, как от чада.


Примечания

1) «Город будущего» — тема великолепная... — Ал. П. Чехов писал: «Пишу я "Город будущего" и копирую Новороссийск. (...) Окончу — пришлю тебе на прочтение: с тем и пишу». Сведений о завершении замысла Ал. П. Чехова нет.

2) ...получится лунная ночь ~ тень собаки или волка... — Чехов приводит пример из собственного опыта: см. рассказ «Полк» в т. 5 Сочинений (напечатан в «Петербургской газете», 1886, № 74, 17 марта). Позднее Чехов упоминает этот же прием в «Чайке», 1896 (4 действие).

3) ...нужно быть положительным и с характером. — Так писал П. Е. Чехов сыновьям Антону и Николаю еще в 1883 г. («Краснеть перед хозяином не в моих летах — я человек с характером, положительный» — 2 января 1883 г., ГБЛ). Это выражение у братьев Чеховых вошло в обиход. Использовано в рассказе «Хороший конец», (1887) и пьесе «Свадьба» (1889).

4) ... пятью рассказами, помещенными в «Новом времени» — «Панихида», «Ведьма», «Агафья», «Кошмар» и «Святою ночью».


😎 Дополнительно

Произведения Чехова А. П.

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)