Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва)

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина часто называют как "Пушкинский музей". Главное здание расположено по адресу улица Волхонка, 12.

Сайт: arts-museum.ru

Ближайшее метро: "Кропоткинская".

В музее представлены образцы живописи, скульптуры и других направлений изобразительного искусства.

В комплекс музея, кроме главного здания, входят:

- Музей личных коллекций (ул. Волхонка, 10);

- Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (ул. Волхонка, 14);

- Усадьба князей Голицыных ул. Волхонка, 14 стр. 5. В здании в 1881 - 1886 гг. жил и работал философ и правовед, московский городской голова Чичерин Борис Николаевич (1828-1904), в 1885-1886 гг. жил, работал и умер русский писатель Аксаков И.С. (1823-1886) (мемориальные доски);

- Учебный художественный музей слепков имени И.В. Цветаева - ул. Чаянова, 15;

- Мемориальная квартира Святослава Рихтера - Большая Бронная, 2/6

Собрание музея считается вторым по значению в России (после Эрмитажа в Петербурге), в части зарубежного искусства с древнейших времён до 20 века. В музее находится богатейшая коллекция уникальных древнеегипетских произведений искусства.

В музее проводятся также тематические выставки.

Историческая справка

Был открыт в 1912 как Музей изящных искусств императора Александра III при Московском университете. Сразу после революции 1917 года его переименовали в Музей изящных искусств, а с 1937 года в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ). Выбор имени поэта Пушкина А.С. для музея связано в тем, что в 1937 году отмечали 100-летие со дня смерти поэта. Справедливости ради нужно сказать, что ключевую роль в создании музея и пополнении его коллекций сыграл его первый директор - Иван Владимирович Цветаев (1847-1913) (отец известной поэтессы Марины Цветаевой). Будучи профессором Московского университета (с 1877 года) (он заведовал кафедрой теории и истории изящных искусств), он инициировал создание музея. Получив одобрение, он организовал конкурс на разработку проекта здания музея. С конца 1890-х годов он ездил в европейские страны для заказов слепков наиболее выдающихся скульптур мировой культуры. Получил на хранение в музее коллекцию древнеегипетских памятников В.С. Голенищева и собрание произведений итальянской живописи дипломата М.С. Щекина.  Роль Цветаева И.В. настолько велика и очевидна, что многие годы стоит вопрос о переименовании музея в Государственный музей изобразительных искусств имени Цветаева И.В.

Музей образовался на основе созданного в середине 19 века Кабинета изящных искусств Московского университета. У известного учёного-египтолога Владимира Семёновича Голенищева была приобретена богатейшая коллекция уникальных древнеегипетских произведений искусства. В коллекции были статуэтки, фаюмские портреты и коптские ткани, туалетная ложечка в виде плывущей девушки, свыше тысячи рукописей на древнеегипетском, коптском, греческом и арабском языках, клинописные таблички, предметы быта и погребального культа и многое другое. Приобретение коллекции египетских древностей Голенищева одобрила специальным законом Государственная дума. Это собрание остается до сих пор лучшим в России и занимает одно из первых мест среди египетских коллекций мира.

Здание музея было построено в 1898 - 1912 годах архитектором Р.И. Клейном, на территории бывшего Колымажного двора. Территория под застройку была безвозмездно передана университету решением Городской думы. Председателем комитета по устройству Музея был московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович, товарищем председателя — Ю.С. Нечаев-Мальцов, вложивший в строительство и комплектование коллекций около 2 млн. рублей. Среди членов-учредителей комитета — С.И. Мамонтов, Сергей Т. Морозов, П.Г. Шелапутин, Ф.О. Шехтель, князья З.Н. и Ф.Ф. Юсуповы.

Основную сумму денег на строительство внёс Юрий Степанович Нечаев-Мальцев - меценат, владелец стекольных заводов, почётный член Московского археологического общества, почётный член Императорской Академии художеств. Вкладом Ю.С. Нечаева-Мальцова в музей были также мраморная и гранитная облицовка, беломраморная колоннада главного фасада, портик, украшенный фризами. Он выписал из Италии искусных каменотёсов, оплатил оформление центральной парадной лестницы разноцветными породами венгерского мрамора – серого, жёлтого, розового, красного, зелёного, – и Белого зала, украшенного 36 колоннадами, – голубым фризом с золотым орнаментом и изящной медной дверью. Нечаев-Мальцев заказал в Норвегии десятиметровые колонны для портика.

Интересные факты

Во время Великой Отечественной войны (1941 - 1945) были разрушены все стеклянные крыши и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом.

В 1949 году все помещения музея были отданы под «Выставку подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран».

Изображения

Главное здание музея Зал музея Давид. Микельанджело Буанаротти (1475-1564)

Здание отдела личных коллекций

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Здание музея Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.Зал музея Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Давид. Микельанджело Буанаротти (1475-1564) Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Здание отдела личных коллекций

Карта

Дополнительно

Сайт: arts-museum.ru

В литературе

Капица Сергей Петрович

"Мои воспоминания" (2008 г.) - автор описывает про съемку в Пушкинском музее передачи "Очевидное невероятное" с балериной Майей Плисецкой:

"Потом мы снимали в Греческом зале, здесь шел разговор о традициях античного мира и о значении классических традиций для нашей художественной культуры и науки. Чтобы мы что-нибудь не напутали, при нас были искусствоведы. И когда я начал передачу со слов, что мы будем обсуждать историю классической европейской культуры здесь, в Греческом зале (что звучало как пародия на Райкина), искусствовед вскочила, как кошка, и сказала, что не позволит, чтоб здесь так выражались. Пришлось фразу произносить по-другому.

Потом в Итальянском дворике, у готических ворот был небольшой диалог о мастерстве и профессионализме. А основной разговор состоялся в залах французской живописи конца XIX — начала XX века. В сущности, только здесь, в окружении полотен импрессионистов, картин Матисса, Леже, Пикассо, оказалось возможным обсудить то главное, ради чего и планировалась встреча. Особенно удачно Майя смотрелась на фоне картин Модильяни, которые как будто специально выставлялись в тот момент в музее. Надо было видеть, с каким азартом говорила Плисецкая о праве художника на эксперимент, поиск, отказ от привычных канонов во имя открытия новых возможностей. Она говорила о своем, о себе, но это прочитывалось и как размышление о творчестве художников, чьи работы окружали нас. Я рассказывал эпизоды из истории науки, потом мы вновь возвращались в наши дни и говорили о нынешних поисках в науке и искусстве".

- гостиницы Москвы