Один из самых известных музеев изобразительных искусств России.
⛳ улица Волхонка, дом 12 (главный корпус) (Москва, Центральный округ).
🚇 м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Музей обычно называют как "Пушкинский музей". Полное название: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
В музее представлены образцы живописи, скульптуры и других направлений изобразительного искусства. Здесь представлена богатая коллекция нумизматики.
Собрание музея считается вторым по значению в России (после Государственного Эрмитажа в Петербурге), в части зарубежного искусства с древнейших времён до 20 века. В музее находится богатейшая коллекция уникальных древнеегипетских произведений искусства.
В музее проводятся и тематические выставки.


Скульптура Давид
Скульптура Давид скульптора Микельанджело Буанаротти находится в зале 15 (Итальянский дворик) и привлекает внимание посетителей своей красотой и размером.

Статуя Давида высотой 5,5 м. была изготовлена во Флоренции по заказу строительной комиссии cобора Санта Мария дель Фьоре из огромной глыбы мрамора. Работа длилась с 1500 по 1504 год. Статуя была установлена перед Палаццо Веккио, где размещалось правительство флорентийской республики. В 1873 г. статую перенесли в помещение Академии художеств Флоренции, а на месте заменили копией.
В Пушкинском музее находится гипсовая копия знаменитой скульптуры, изготовленная в начале 20 века.
Согласно Библии, во время войны израильтян и филистимлян мальчик-пастух Давид убил камнем из пращи великана Голиафа, сражавшегося на стороне филистимлян, и израильтяне одержали победу. Скульптура изображает Давида готовящимся к решительной схватке.
Оглавление
1. Здания музея
В комплекс музея, помимо главного здания, входят:
🏛 Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Основу постоянной экспозиции составляют шедевры французского импрессионизма, постимпрессионизма и авангардных течений начала XX столетия из коллекций московских собирателей Сергея Щукина и Ивана Морозова. Это всемирно известные произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Винсента ван Гога, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо.
⛳ Улица Волхонка, дом 14 (Москва, Центральный округ).
🚇 м. Кропоткинская, Боровицкая, Библиотека им. Ленина.
🏛 Отдел личных коллекций
Отдел хранит и экспонирует переданные ему почти восьмидесятью дарителями более сорока коллекций и наследий художников.
⛳ Улица Волхонка, дом 10 (Москва, Центральный округ).
🚇 м. Кропоткинская, Боровицкая, Библиотека им. Ленина.

🏛 Мемориальная квартира С.Т. Рихтера
Мемориальная квартира пианиста Рихтера Святослава Теофиловича (1915 – 1997).
⛳ ул. Большая Бронная, дом 2/6, квартира 58 (16-й этаж) (Москва, Центральный округ).
🚇 м. Пушкинская, Тверская, Арбатская.
🏛 Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон»
Центр находится в старинной городской усадьбе, являющейся памятником архитектуры конца XVIII — начала XX века.
⛳ Колымажный пер., д. 6/2,3 (вход с Малого Знаменского переулка) (Москва, Центральный округ).
🚇 м. Кропоткинская, Боровицкая, Библиотека им. Ленина.
🏛 Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева
В залах музея представлено 750 слепков и копий с памятников искусства древнего Египта и Передней Азии, Древней Греции, Рима, европейского Средневековья и эпохи Возрождения, хранящихся в главных музеях Парижа, Лондона, Берлина, Каира, Санкт-Петербурга, а также во многих музеях Италии, Германии, Нидерландов и др.
⛳ ул. Чаянова, 15 (Москва, Центральный округ).
🚇 м. Новослободская, Менделеевская.
🏛 Усадьба Лопухиных
Усадьба Лопухиных была построена в конце XVII века боярином Фёдором Лопухиным, отцом первой супруги Петра Великого. Сейчас здание усадьбы стало пространством молодежного направления Пушкинский.Youth. Здесь также проходят публичные мероприятия.
⛳ Малый Знаменский пер., 3/5 стр. 4 (Москва, Центральный округ).
🚇 м. Кропоткинская, Боровицкая, Библиотека им. Ленина.
🏛 Государственный центр современного искусства
На территории центра разместились два выставочных зала, музейные хранилища, библиотека, медиатека, административные помещения.
⛳ ул. Зоологическая д. 13, стр. 2 (Москва, Центральный округ).
🚇 м. Баррикадная, Краснопресненская.
2. Историческая справка
Музей был открыт в 1912 как Музей изящных искусств императора Александра III при Московском университете. Сразу после революции 1917 года его переименовали в Музей изящных искусств, а с 1937 года в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ).
Выбор имени поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837) для музея связано в тем, что в 1937 году отмечали 100-летие со дня смерти поэта.
Справедливости ради нужно сказать, что ключевую роль в создании музея и пополнении его коллекций сыграл его первый директор — Иван Владимирович Цветаев (1847 – 1913) (отец известной поэтессы Цветаевой Марины Ивановны (1892 – 1941)). Будучи профессором Московского университета (с 1877 года) (он заведовал кафедрой теории и истории изящных искусств), он инициировал создание музея. Получив одобрение, он организовал конкурс на разработку проекта здания музея. С конца 1890-х годов он ездил в европейские страны для заказов слепков наиболее выдающихся скульптур мировой культуры. Получил на хранение в музее коллекцию древнеегипетских памятников В.С. Голенищева и собрание произведений итальянской живописи дипломата М.С. Щекина. Роль Цветаева И.В. настолько велика и очевидна, что многие годы стоит вопрос о переименовании музея в Государственный музей изобразительных искусств имени Цветаева И.В.
Музей образовался на основе созданного в середине 19 века Кабинета изящных искусств Московского университета. У известного учёного-египтолога Владимира Семёновича Голенищева была приобретена богатейшая коллекция уникальных древнеегипетских произведений искусства. В коллекции были статуэтки, фаюмские портреты и коптские ткани, туалетная ложечка в виде плывущей девушки, свыше тысячи рукописей на древнеегипетском, коптском, греческом и арабском языках, клинописные таблички, предметы быта и погребального культа и многое другое. Приобретение коллекции египетских древностей Голенищева одобрила специальным законом Государственная дума. Это собрание остается до сих пор лучшим в России и занимает одно из первых мест среди египетских коллекций мира.
Здание музея было построено в 1898 – 1912 годах архитектором Р.И. Клейном, на территории бывшего Колымажного двора. Территория под застройку была безвозмездно передана университету решением Городской думы. Председателем комитета по устройству Музея был московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович, товарищем председателя — Ю.С. Нечаев-Мальцов, вложивший в строительство и комплектование коллекций около 2 млн. рублей. Среди членов-учредителей комитета — С.И. Мамонтов, Сергей Т. Морозов, П.Г. Шелапутин, Ф.О. Шехтель, князья З.Н. и Ф.Ф. Юсуповы.
Основную сумму денег на строительство внёс Юрий Степанович Нечаев-Мальцев — меценат, владелец стекольных заводов, почётный член Московского археологического общества, почётный член Императорской Академии художеств. Вкладом Ю.С. Нечаева-Мальцова в музей были также мраморная и гранитная облицовка, беломраморная колоннада главного фасада, портик, украшенный фризами. Он выписал из Италии искусных каменотёсов, оплатил оформление центральной парадной лестницы разноцветными породами венгерского мрамора — серого, жёлтого, розового, красного, зелёного, — и Белого зала, украшенного 36 колоннадами, — голубым фризом с золотым орнаментом и изящной медной дверью. Нечаев-Мальцев заказал в Норвегии десятиметровые колонны для портика.
3. Интересные факты
Во время Великой Отечественной войны (1941 – 1945) были разрушены все стеклянные крыши и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом.
В 1949 году все помещения музея были отданы под «Выставку подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран».
4. В литературе
Капица Сергей Петрович (1928 – 2012)
"Мои воспоминания" (2008 г.) — автор описывает про съемку в Пушкинском музее передачи "Очевидное невероятное" с балериной Майей Плисецкой:
"Потом мы снимали в Греческом зале, здесь шел разговор о традициях античного мира и о значении классических традиций для нашей художественной культуры и науки. Чтобы мы что-нибудь не напутали, при нас были искусствоведы. И когда я начал передачу со слов, что мы будем обсуждать историю классической европейской культуры здесь, в Греческом зале (что звучало как пародия на Райкина), искусствовед вскочила, как кошка, и сказала, что не позволит, чтоб здесь так выражались. Пришлось фразу произносить по-другому.
Потом в Итальянском дворике, у готических ворот был небольшой диалог о мастерстве и профессионализме. А основной разговор состоялся в залах французской живописи конца XIX — начала XX века. В сущности, только здесь, в окружении полотен импрессионистов, картин Матисса, Леже, Пикассо, оказалось возможным обсудить то главное, ради чего и планировалась встреча. Особенно удачно Майя смотрелась на фоне картин Модильяни, которые как будто специально выставлялись в тот момент в музее. Надо было видеть, с каким азартом говорила Плисецкая о праве художника на эксперимент, поиск, отказ от привычных канонов во имя открытия новых возможностей. Она говорила о своем, о себе, но это прочитывалось и как размышление о творчестве художников, чьи работы окружали нас. Я рассказывал эпизоды из истории науки, потом мы вновь возвращались в наши дни и говорили о нынешних поисках в науке и искусстве".
Дополнительно
Карта
Пушкинский музей на Яндекс.карте