Палаты бояр Романовых (Москва)

Музей Палаты бояр Романовых находится на территории старинной городской усадьбы, принадлежавшей в XVI веке боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, деду царя Михаила Романова.

Здесь можно увидеть предметы быта русских бояр 16 – 18 веков. В подвале здания представлены виды оружия того же периода. В музее представлен флаг рода Романовых, который царствовал в России более 300 лет, знак Михаила Федоровича Романова, родословная книга Романовых.

Улица Варварка, дом 10.

Вход в музей не со стороны Улицы Варварка, а с набережной (с Варварки нужно спуститься вниз к набережной).

🚇 м. Китай-город.

🌎 shm.ru

+7 (495) 698-12-56

Музей является филиалом Государственного исторического музея.

Рядом находится другой музей - Музей Английское подворье.

Здание музея состоит из трех частей: боярской кладовой XVI в., монашеских келий XVII в. и музейной надстройки XIX века.

Палаты сохранили тип русской избы, состоящей из "клети" (жилого помещения) и "подклета" (подсобного помещения). Построены они, как большинство русских домов XVII в., "глаголем" (два здания поставлены под углом одно к другому), с внешней стороны имеют декоративное убранство XVII в, наличники окон, карниз, полуколонны на углах.

Внутри здания - небольшие комнаты, низкие, сводчатые потолки, толстые стены, двери, окна и печуры с характерными для XVII в. закруглениями верхов.

Два помещения подвала и четыре комнаты второго этажа оформлены в виде типовых интерьеров боярского дома. Обстановку комнат составляют преимущественно подлинные предметы XVII в.

Трапезная

Палаты Романовых. ТрапезнаяСамая большая с окнами, обращенными на ул. Варварка, комната представлена как боярская столовая (трапезная) — помещение, в котором семья собиралась для обеда, устраивались пиры, иногда носившие официальный характер, принимались гости. В углу стол, порядок мест за которым соблюдался согласно обычаю „местничества" - распределения служебных должностей по признаку родовитости: наиболее знатные гости садились около хозяина, менее знатные - в противоположном конце стола. Близ стола небольшой столик с кумганом (умывальником) и чашей (лоханью) - необходимыми принадлежностями для мытья рук во время пиршества. В довольно просторной комнате всего пять кресел.

Этот вид мебели был еще редкостью в русском доме XVII в. Зато много традиционных лавок - они стоят вдоль стен и стола. Лавки по обычаю крыты сукном и бархатом, на них расставлены разнообразного вида и размера деревянные, обитые прорезным железом ларцы с расписными изнутри крышками. Использовались они для хранения необходимых в повседневном обиходе вещей. У стены поставец, имеющий вид горки с уступами: на нем расставлена столовая посуда. Наряду с этими, характерными для русского обихода XVII в. предметами обстановки, в столовой палате представлен ряд вещей иностранного происхождения, напоминающий о развитии торговых связей России с Востоком и Западом и о проникновении в русский быт новых культурных течений. Таково паникадило шведской работы, полавочники турецкого бархата, немецкая гравюра, портрет боярина Т. Стрешнева в раме (портрет представлял новшество, проникавшее лишь в небольшой круг знати), о также шкаф с характерными для своего времени слюдяными створками, фигурным фронтоном, и украшенными росписью в виде крупных тюльпанов нижними дверьми.

Палаты Романовых. Знак Михаила Федоровича РомановаНа стенах можно увидеть знак Михаила Федоровича Романова (в виде стилизованных букв МФР).

В трепезной представлена родословная Романовых 17 века, открытая на записи основателя рода Кобылина. Здесь же Евангелие Ф. Кошки от 1392 г.

Кабинет боярина

Палаты Романовых. Кабинет бояринаСмежная со столовой палатой комната, окна которой обращены во двор, оформлена как кабинет боярина. Она переносит посетителя в будничную обстановку домашних дел и досуга главы дома. Здесь под иконой - рабочий стол с письменными принадлежностями, у стола кресло, лавка, два стула - все русской работы. В центре домашних деловых забот боярина стояла вотчина - источник материальных благ и накоплений. Обстановка комнаты характеризует заметное тяготение к науке и живому, практическому знанию. Здесь сундук-теремок с книгами в кожаных переплетах, глобус амстердамской работы 1642 г., портрет русского дипломата XVII в. думного дьяка И.Т.Грамотина, гравюра „Осада Смоленска польско-литовскими войсками в 1610 г." Две стены комнаты обиты сукном и две - золоченой фландрской кожей, считавшейся особо изысканным украшением.

Палаты Романовых. Старинная печьУ входной двери - печь из зеленых поливных изразцов, с рельефными изображениями исторических сюжетов, сказок и бытовых сцен ("Александр Македонский", "Соловей-разбойник", "Борцы борются" и другие).

В кабинете боярина представлено соборное уложение 1649 года и старинный воиский устав.

Сени

Палаты Романовых. Старинные женские украшенияЧерез площадку лестницы - проход в другую половину дома, состоящую из двух помещений. Из них первое от лестничной клетки помещение оформлено в виде сеней. Сени служили в боярских домах и как „спальные чуланы", и как места хранения необходимых в повседневной жизни вещей. В комнате на лавках расставлены разнообразные ларцы, шкаты (шкатулки) и коробья, в которых помещены кружева и ткани. В стенных нишах — кокошники (женские головные уборы) и барабан с коклюшками и сколками.

В сенях представлены также старинные женские украшения.

Комната боярыни

Палаты Романовых. Комната боярыниЗдесь представлены предметы женского быта. Обратите внимание на большую старинную израсцовую печь.

На полу представлены старинные детские игрушки.

Светлица

Из комнаты боярыни вход в женскую комнату, светелку (имеет окна с трех сторон). Расположение женской комнаты за сенями, в изолированной части дома, в условиях существующей планировки, лучше всего передает характерные особенности женского быта XVII в. Внешняя обособленность светлицы соответствовала тому положению, которое занимала в семье и обществе женщина, она проводила почти весь день в своей комнате, руководя через доверенных слуг домашним хозяйством, из дому выезжала очень редко - в церковь и к родным. Единственным доступным видом ее развлечений было шитье, оно заполняло досуг, служило источником творческих радостей. Основную обстановку интерьера светлицы составляют предметы, связанные с шитьем: пяльцы, в них образцы орнаментального шитья, сундук-укладка с шитьем, на стене - шитая пелена с изображением Христа во гробе (Плащаница), общий характер и манера рисунка которой воспроизводят лучшие традиции иконописи. Обстановку светлицы также составляют: зеркало со створками, „коробья" и ларец для тканей и драгоценностей, широкая лавка, крытая бархатом, на ней подголовок - ларец со скошенным верхом (ночью его ставили в изголовье постели, под подушку).

Кирпичный и белокаменный подвал

Палаты Романовых. Белокаменный подвалВнутренняя лестница из жилых комнат ведет в подвал XVI в., принадлежавший некогда боярину Никите Романовичу. Подвал состоит из двух помещений - небольшой кирпичный подвал - здесь представлена кухонная утварь 17-19 веков. Второе помещение (более просторное) - делокаменный подвал. Здесь представлены - сундуки для денег, ценностей, тканей, одежды и обуви, железные светцы, посуда, а также холодное и огнестрельное оружие, доспехи и конский убор - предметы, напоминающие о военной службе боярина (он обязан был являться на войну при своем вооружении и на своем коне).

В белокаменном подвале можно увидеть флаг Романовых.

Историческая справка

Музей находится на территории старинной городской усадьбы, принадлежавшей в XVI в. боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, деду царя Михаила Романова. Усадьба была обширной, занимала видное место в топографии Москвы XVI в. и даже особо отмечена на плане города 1613 г.

В 1631 г. Палаты вместе со всей усадьбой - „Старым государевым двором"- как ее тогда называли - были пожалованы царем Михаилом Романовым вновь основанному Знаменскому монастырю. При пожаре 1668 г. Палаты сильно пострадали и в 1674 г. были разобраны по „погребной свод" (подвал), на этой сохраненной белокаменной основе XVI в. мастер Мелетий Алексеев "со товарищи" соорудил в камне новые Палаты - нынешние первый и второй этажи филиала. Первоначально (1675-1679 гг.) перестроенное здание служило кельями монахов, затем (1679-1752 гг.) "казенными кельями" - управлением монастыря, а в дальнейшем (1752—1856 гг.) сдавалось в аренду разным лицам.

С 1857 года здание стало использоваться как исторический памятник. Такое его использование было вызвано пробудившимся в середине XIX в. интересом к памятникам старины вообще и в частности к данной постройке, будто бы непосредственно относящейся к семье Романовых. Здание строилось монастырем, но сочиненная в 1850-х годах придворными кругами легенда стало называть его местом рождения царя Михаила Романова. Здание в 1857—1858 гг. было реставрировано, и в нем в 1859 г. открыт музей "Дом бояр Романовых".

После 1917 года музей "Дом бояр Романовых" был частично перестроен и стал называться "Музей боярского быта". С 1932 г. он является филиалом Государственного исторического музея.

Изображения

Палаты Романовых Палаты Романовых Палаты Романовых Флаг Романовых
Палаты Романовых Палаты Романовых Палаты Романовых Палаты Романовых. Белокаменный подвал. Флаг Романовых

Достопримечательности рядом

Музей Английское подворье

Дополнительно

Государственный исторический музей

Музеи Москвы

Достопримечательности Москвы

Внешние ссылки

Сайт: Палаты Романовых (shm.ru)

Гостиницы в Москве (booking.com)