Большой Каменный мост (Москва)

Большой Каменный мост - мост через Москву-реку, соединяющий Боровицкую площадь, улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове.

Длина моста с подъездами 487 м, в том числе речной пролёт 105 м, береговые — 42,5 м, ширина 40 м.

С Большого каменного моста открываются замечательные виды на Московский кремль, Храм Христа Спасителя.

Ближайшие станции метро: Полянка, Боровицкая, Третьяковская.

Решетка Большого каменного моста украшена символикой СССР раннего периода. Так, на гербе можно разглядеть Монумент советской конституции, который находился на Тверской площади напротив здания Мэрии Москвы в 1918—1941 годах.

Историческая справка

Современный мост был построен в 1938 г. и установлен несколько ниже по течению реки (инженер Н. Я. Калмыков, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Позже мост был перенесен к Боровицкой площади, поскольку узкая Ленивка затрудняла подъезд к нему.  

В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича было начато строительство моста через Москву реку мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером. Мост назвали Всехсвятским по находящимся рядом Всехсвятским воротам Московского кремля. После смерти царя и мастера строительство прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим.

Строительство возобновили в 1682 году и завершили в 1687, по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера (оставившему после себя деревянную модель моста) «мостового каменного дела мастером» монахом стрцем Филаретом. После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского. Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный (под Старым каменным подразумевался Троицкий мост через Неглинку, у Троицкой башни Кремля). Со временем, за мостом утвердилось современное название.

На строительство моста были потрачены огромные средства. В то время даже возникла поговорка - «Дороже каменного моста» (о ценности и дороговизне чего-либо). В XIX в. в Нижегородской губернии также была записана поговорка: «Каменного моста лучше!».

Со временем мост обветшал. В 1858 году на месте разобранного моста инженером Н. Н. Воскобойниковым по проекту инженера полковника Танненберга был выстроен новый, первый в Москве металлический трёхпролётный мост. Речной пролёт был перекрыт арками. В качестве мостовой использованы лафетные плиты.

Видео

Панорама с Большого каменного моста

Изображения

Фрагмент решетки Фрагмент решетки Фрагмент решетки
Большой каменный мост. Фрагмент решетки Большой каменный мост. Фрагмент решетки Большой каменный мост. Фрагмент решетки

Всехсвятский мост. Москва конца 17 века. Васнецов А.М., 1901 г. Ярославский художественный музей

Ярославль. Ярославский художественный музей

Дополнительно

Дороже каменного моста (Максимов С.В."Крылатые слова", 1899 г.)

Дороже каменного моста

Внешние ссылки

Большой Каменный мост на wikipedia.org

- гостиницы Москвы