Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Музей А. И. Куприна (Наровчат)

⛳ село Наровчат, улица Куприна, дом 3 (Пензенская область)

Село Наровчат расположено в 150 км. на северо-запад от города Пенза.

🌎 https://muzlitpenza.ru

+7 (84163) 2-13-41

Музей является филиалом Литературного музея города Пенза.

Музей писателя Куприна Александра Ивановича (1870 – 1938). Это единственный музей писателя в России.

Экспозиция «Жизнь и творчество А.И. Куприна» рассказывает о жизненном пути и о творчестве Александра Куприна.

Среди экспонатов музея можно увидеть два автографа писателя, письма жены, документы и письма дочери писателя Ксении Александровны, бытовые вещи (золотое кольцо Е.М. Куприной, серебряная фляжка А.И. Куприна, кофеварка, бронзовый нож для разрезания бумаг), три семейных портрета работы художника Ф. А. Малявина, заграничные паспорта писателя и его дочери, книги из библиотеки Александра Куприна.

Музей располагается в бывшем доме купца В.И. Шлыкова, отстроенном на фундаменте сгоревшего в 1891 году дома, который принадлежал родителям писателя и где родился Александр Куприн. Будущий писатель в возрасте трёх лет был увезён матерью в Москву. Перед отъездом мать Александра Куприна продала свой дом чиновнику Соколовскому, а тот его перепродал купцам Шлыковым, при которых дом сгорел в 1891 году. Существующее здание построено на фундаменте сгоревшего дома Куприных.

Музей был открыт открыт 6 сентября 1981 года, накануне 111-й годовщины со дня рождения Куприна, при участии дочери писателя Куприной Ксении Александровны.

Карта

Музей А.И. КупринаМузей в Пензенской области

Наровчат

Наровча́т — село в Пензенской области.

Село Наровчат расположено в 560 км. от Москвы (по автодороге), в 150 км. от Пензы. Ближайшая железнодорожная станция — Ковылкино (линия Москва — Самара).

Писатель Куприн Александр Иванович (1870 – 1938) родился в селе Наровчат.

Село Наровчат упоминается в произведениях Александра Куприна. Так, главный герой повести «Поединок» (1905 г.) подпоручик Ромашов родом из Наровчата.

В рассказе «Царев гость из Наровчата» (1933 г.) рассказывается о посещении царём Александром I (1777 – 1825) села Наровчат. В рассказе писатель так описывает село:

Прежде всего надо осведомить читателей о том, что такое Наровчат, ибо слово это ни в истории, ни в литературе, ни в железнодорожных путеводителях не встречается. Так вот. Наровчат есть крошечный уездный городишко Пензенской губернии, никому не известный, ровно ничем не замечательный. Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнят его: «Наровчат, одни колышки торчат». И правда, все наровчатские дома и пристройки построены исключительно из дерева, без малейшего намека на камень, река Безымянка протекает от города за версту; лето всегда бывает жаркое и сухое, а народ — ротозей. Долго ли тут до божьего попущения? Так и выгорал из года в год славный город, выгорал и опять обстраивался.

Однако бедным городом Наровчат никак уже нельзя было назвать. По всему уезду пролегала превосходная хлебная полоса, природным густым черноземом на две сажени в глубину: никакого удобрения не надобно; урожай сам-сто, — груши, яблоки, сливы, вишни, малина, клубника, смородина — прямо хоть на международную выставку, а рогатый скот, домашняя откормленная птица и молочные поросята далеко превосходили и оставляли за собою не только Тамбов, но и Ярославль. Рабочей крестьянской силой была преимущественно мордва, захожее издревле племя, родня, с одной стороны — финнам, а с другой — венграм; народ туго понимаемый и языческий, но добродушный, уживчивый, не знающий отдыха в работе, трезвый и находчивый. Мордовские цветные вышивки на женских одеждах до сих пор известны всей России, так же как мордовская упряжь и мордовская обувь. В Рязанской губернии до сих пор еще говорят о человеке скрытном и лукавом: «Прост-то он прост, да простота-то его, как мордовский лапоть, о восьми концах». Что же касается до помещиков, то почти все они состояли из татарских князей. Роды свои они вели от Тамерлана (хромого Таймура), Чингисхана, Тахтомыша и других полумифических восточных владык, но уже давно отошли от веры Магометовой, а русскую грамоту разбирали кое-как, а то и вовсе ее не разбирали. Однако карточная игра прочно привилась в Наровчате. В почтенных дворянских домах играли в преферанс по копейке очко. Духовенство резалось в стукалку, а в Благородном собрании процветал серьезный штос, за которым проигрывались не только крупные ассигнации, но порою коляски с лошадьми, крепостные мужики, бабы и девки и целые имения.

Дополнительно

Пенза

10 лучших достопримечательностей Пензы