Последний день Помпеи (Брюллов К.П.)

Последний день Помпеи - картина русского художника Брюллова Карла Павловича (1799 - 1852). Холст, масло.

Год написания картины: 1833.

Размер картины: 465,5 x 651 см.

Где находится: Государственный русский музей, (Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4, ближайшие станции метро: "Невский Проспект", "Гостиный двор").

Картина изображает извержение вулкана Везувий, которое произошло в 79 году н. э. и разрушило город Помпеи близ Неаполя.

В левом углу художник изобразил себя, в облике мужчины, вытянувшем вперед руку. На картине трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок; мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

Брюллов посетил Помпеи в 1828 году, сделав много набросков для будущей картины. Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков и переправлено в парижский Лувр.

В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург.

Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который сначала разместил картину в Зимнем дворце, но затем выставил картину в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев.

После открытия Русского музея в 1895 году полотно разместили там, и к нему получила доступ широкая публика.

 

Последний день Помпеи (Брюллов К.П.)

Последний день Помпеи (Брюллов К.П.)

Дополнительно

Брюллов Карл Павлович

Государственный русский музей

Шедевры

Внешние ссылки

Последний день Помпеи (wikipedia.org)

Последний день Помпеи (rusmuseum.ru)

В литературе и искусстве

Александр Иванович Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии.

Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!».

А. С. Пушкин, под впечатлением от картины, написал стихотворение (1834 г.):

"Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон".

Репин Илья Ефимович (1844 - 1930) упоминает картину в "Далекое близкое" "II Нa цepкoвной paбoтe".

Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической».