Государственный Эрмитаж (Зимний дворец) (Санкт-Петербург)

Государственный Эрмитаж - музейный комплекс в Санкт-Петербурге. Главный корпус расположен в бывшем императорском дворце (зимний дворец): Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38.

Общая площадь Эрмитажа - 233 345 кв. м., количество экспонатов - 3 106 071.

Крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.

Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II Великая (1729 - 1796). С 1852 года на основе этой коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.

Экспозиция Государственного Эрмитажа представлена в шести зданиях, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга. Кроме того, Эрмитаж имеет филиалы, расположенные в других районах города и области.

Соединены между собой корридорами здания на Дворцовой набережной: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр. В эти здания приобретается единый билет.

Планируя посещение в Эрмитаж, имейте в виду, что обойти его весь, внимательно рассматривая все экспонаты вы не сможете ни за день, ни за неделю. Количество экспонатов в Эрмитаже более 3 миллионов (см. Какой музей больше: Лувр, Эрмитаж или Третьяковка?). Поэтому, лучше заранее составить план того, что вы желаете увидеть. У входа в музей на стойках лежит бесплатный буклет Эрмитажа, со схемой музея с обозначением наиболее популярных экспонатов. Этот буклет поможет вам ориентироваться в музее.

К примеру, картина Рембранта "Возвращение блудного сына" находится в зале 254 (Зале Рембрандта) на втором этаже. Картина Леонардо да Винчи - Мадонна Литта (1490—1491) расположена в зале 214 на втором этаже. Картины импрессионистов располагаются на третьем этаже. Перечень и описание некоторых шедевров Эрмитажа смотрите на этой странице ниже.

Главный вход в эрмитаж расположен в здании Зимнего дворца, со стороны Дворцовой площади. Нужно через ворота со стороны Дворцовой площади войти во внутренний сквер здания и пройти через него прямо, к входу в здание.

Бесплатное посещение Эрмитажа:

Дети, студенты, пенсионеры РФ - всегда

Первый четверг каждого месяца - для всех

19 мая (в честь Международного дня музеев) - для всех

Источник: hermitagemuseum.org

Здания музея

Зимний дворец

Адрес - Дворцовая площадь, д. 2.

Здесь представлена главная часть экспозиции (бывшая парадная резиденция русских императоров). Экспозиции, расположенные во дворце, представляют парадные залы и апартаменты, коллекции древностей Евразии и Востока, а также собрания живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы и Востока.

Залы здания (hermitagemuseum.org)

Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж (Зимний дворец)

В зимнем дворце обращает на себя внимание большая ротонда из разного рода природных камней. Эта ротонда была подарена царскому дому семейством горнодобытчиков Демидовых (см. Демидов Никита). Ротонда расположена на втором этаже, недалеко от главного входа.

Зимний дворец. Ротонда Демидовых (Санкт-Петербург)

В зимнем дворце, в концертном зале, находится Серебряная гробница Александра Невского (1220-1263). Гробница была изготовлена на Петербургском Монетном дворе в 1750—1753 гг. из серебра, полученного с Колыванских рудников. Общий вес серебра 90 пудов. Гробница украшена чеканным орнаментом и головками херувимов. На передней стороне гробницы помещены барельефы: победу над шведами на Неве в 1240 г., освобождение Пскова в 1242 г., победу над немецкими рыцарями на Чудском озере - Ледовое побоище в 1242 г. На боковых сторонах гробницы помещены барельефы, изображающие прибытие Александра Невского в Городецкий монастырь и смерть его в 1263 г. На четвёртой стороне гробницы выгравированы стихи М.В. Ломоносова:

«Святый и храбрый князь здесь телом почивает;

Но духом от небес на град сей призирает,

И на брега, где он противных побеждал,

И где невидимо Петру споспешствовал...»

Серебряная гробница Александра Невского. Зимний дворец. (Санкт-Петербург)

Многие залы зимнего дворца являются сами по себе произведениями искусств.

Малахитовый зал отделан по проекту архитектора А.П. Брюллова в 1839 году. Интерьер зала украшем природным малахитом.

Малахитовый зал. Зимний дворец. (Санкт-Петербург)

Золотая гостиная спроектирована и построена А. П. Брюлловым в 30-е — 40-е года XIX века для великой княгини, а впоследствии императрицы Марии Александровны.

Золотая гостиная. Зимний дворец. (Санкт-Петербург)

Александровский зал спроектирован и построен Александром Павловичем Брюлловым в 1830-е - 1840-е годы. Этот зал назван в честь императора Александра I.

Александровский зал. Зимний дворец. (Санкт-Петербург)

Дверная ручка зимнего дворца

Дверная ручка. Зимний дворец. (Санкт-Петербург)

Малый Эрмитаж

Адрес - Дворцовая площадь, д. 2.

В галереях здания расположены экспозиции живописи и прикладного искусства Западной Европы.

Малый Эрмитаж. (Санкт-Петербург)

Часы Павлин (расположены в Павильонном зале) - часовой автомат работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фридриха Юри. Часы изготовлены в Лондоне в 1770-е годы из бронзы и серебра со стразами и золочением. Часы до сих пор находятся в рабочем состоянии, а сам Павлин заводится каждую среду в 19:00.

Часы Павлин. Малый Эрмитаж. (Санкт-Петербург)

Большой (Старый) Эрмитаж

Адрес - Дворцовая площадь, д. 2.

Здесь представлено искусство Италии эпохи Возрождения.

Залы здания (hermitagemuseum.org)

Новый Эрмитаж

Адрес - Дворцовая площадь, д. 2.

В залах первого этажа располагается коллекция древностей, скульптур, несколько библиотек.

На втором этаже находится Картинная галерея.

У входа в здание - портик с фигурами Атлантов на Миллионной улице, высеченными из серого сердобольского гранита в мастерской скульптора А. И. Теребенева. Здание украшают статуи и барельефы, изображающие знаменитых художников, архитекторов, скульпторов прошлых эпох.

Залы здания (hermitagemuseum.org)

Портик Нового эрмитажа (Санкт-Петербург)

Эрмитажный театр

Адрес - Дворцовая площадь, д. 32.

Здание Эрмитажного театра было построено по поручению Екатерины II архитектором Джакомо Кваренги в 1787 г.

Дворец Меньшикова

Дворец Меньшикова расположен по адресу: Университетская набережная, д. 15 (м. Василеостровская, Василеостровский район)

В залах Дворца Меншикова располагается экспозиция "Культура России первой трети XVIII века".

Восточное крыло Здания Главного штаба

Здание Главного штаба расположено по адресу: Дворцовая площадь 6/8

На втором этаже музея располагаются экспозиция «Искусство эпохи модерн», тематическая выставка посвященная Министерству финансов Российской империи, которое располагалось в здании.

На третьем этаже экспозиции «Под знаком орла. Стиль ампир», русская живопись XIX века, Музей гвардии XVIII века, постоянная выставка, рассказывающую о Министерстве иностранных дел Российской империи, занимавшем эту часть Главного штаба.

На четвертом этаже представлена живопись Франции второй половины XIX века: импрессионистов, постимпрессионистов, художников группы Наби.

Отдельные залы отведены для полотен Матисса.

В залах Главного штаба регулярно проходят временные выставки, это главная музейная площадка для показа современного искусства.

Реставрационно-хранительский центр "Старая деревня"

Адрес: Заусадебная улица, д. 37А

Экспозивия позволяет познакомиться с произведениями живописи и скульптуры из фондов музея, обширной коллекцией мебели, собранием экипажей и другими экспонатами, которые долгое время были недоступны для широкой публики.

Зимний дворец Петра I

Адрес - Дворцовая площадь, д. 32.

Официальная резиденция Петра I располагалась на территории, которую ныне занимает Эрмитажный театр. В сохранившейся части дворца разместилась мемориальная экспозиция, посвященная Петру Великому и его эпохе. В комнатах Петра I (Кабинет, Столовая, Токарня) воссоздана обстановка, включающая подлинные предметы, принадлежавшие императору. Здесь экспонируется "Восковая персона" - посмертный скульптурный портрет Петра I.

Музей Императорского фарфорового завода

Музей Императорского фарфорового завода расположен по адресу: Проспект Обуховской обороны, 151 (здание ИФЗ) (м. Ломоносовская).

Экспозиция была открыта в 2003 году, на основе коллекции музея Ломоносовского фарфорового завода, включающей свыше 30 000 изделий из фарфора и стекла, рисунков, фотографий и редких изданий.

Название музея Эрмитаж

Название музея произошло от французского слова hermitage, которое означает - место уединения, келья, приют отшельника, затворничество.

Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

 

Что посмотреть в коллекции Эрмитажа

Зал Рембрандта

(Здание: Новый Эрмитаж, Номер зала: 254, второй этаж) - представлены работы голландского художника Рембрандта (1606 - 1669). Всего 23 работы. Представлены как ранние, так и поздние произведения мастера. Среди них - "Флора", "Снятие с креста", "Жертвоприношение Авраама", "Даная", "Прощание Давида с Ионафаном", "Святое Семейство", "Портрет старика в красном", "Возвращение блудного сына".

Возвращение блудного сына (Рембрандт)

На картине изображён финальный эпизод библейской притчи О блудном сыне, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Старший брат блудного сына, остававшийся с отцом, рассердился и не хотел войти.

Возвращение блудного сына (Рембрандт)

Подробнее: Возвращение блудного сына (Рембрандт)

Живопись Голландии

(Второй этаж Нового Эрмитажа, залы 249-253) - произведения знаменитых пейзажистов Яна ван Гойена и Якоба Рейсдала, мастеров бытового жанра Яна Стена, Герарда Терборха, Питера де Хоха, Андриана и Изака ван Остаде, анималиста Пауля Поттера, мастеров натюрморта Виллема Класса Хеды и Виллема Калфа, портреты Франса Халса.

Живопись Испании

(Второй этаж Нового Эрмитажа (Малый испанский просвет и испанский кабинет (залы 239-240)) - Испанская живопись XVI в. представлена картинами Луиса де Моралеса, Франсиско Рибальты, мастеров придворного портрета Алонсо Санчеса Коэльо и Хуана Пантохи де ла Круса.

В зале 240 располагается картина Эль Греко "Апостолы Петр и Павел" (один из шедевров Эрмитажа). В зале 239 представлены работы Хусепе де Рибера, Франсиско де Сурбаран, Диего Веласкес. Большое собрание картин Бартоломе Эстебана Мурильо дает представление о творчестве известного севильского художника. «Портрет актрисы Антонии Сарате» Франсиско де Гойи, созданный в начале XIX столетия, хронологически завершает экспозицию.

Живопись Фландрии

(Второй этаж Нового Эрмитажа (залы 245-247)) - представлены произведения знаменитых живописцев XVII в. – Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса.

Работы Питера Пауля Рубенса располагаются в зале 247. Работы фламандского портретиста Антониса Ван Дейка расположены в зале 246. В зале 245 располагаются крупные по формату полотна Франса Снейдерса «Лавки», сцены охоты Пауля де Воса, «Бобовый король» Якоба Йорданса.

Искусство Англии

(второй этаж Зимнего дворца (залы 298-301). Здесь располагаются произведения живописи, изделия из серебра, фарфор, знаменитые фаянсы Веджвуда, камеи и медали выставлены в четырех комнатах надворной половины.

Амур развязывает пояс Венеры (Рейнольдс Джошуа)

На картине изображена Богиня красоты и любви Венера. Ее сын, Амур, тянет за концы голубого шелкового пояса.

Амур развязывает пояс Венеры (Рейнольдс Джошуа)

Подробнее: Амур развязывает пояс Венеры (Рейнольдс Джошуа)

Западноевропейское художественное оружие XV-XVII вв.

(Новый Эрмитаж, II этаж, Рыцарский зал (зал 243)) - представлено 15 тысяч экспонатов. Предметы турнирного, парадного и охотничьего вооружения, а также рыцарские доспехи, холодное и огнестрельное оружие. В их числе изделия выдающихся мастеров, работавших в лучших оружейных мастерских Германии, Испании, Франции, Италии.

Искусство Венецианской школы эпохи Возрождения

(Главный музейный комплекс, Большой Эрмитаж, II этаж, залы 217-223) - представлены полотна ведущих мастеров XV – XVI столетий (залы 217-222), а также произведения прикладного искусства: стекло, ткани и бронза (зал 223).

Представлены работы Чимы да Канельяно, Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, портреты кисти Пальмы Старшего, Доменико Каприоло, Лоренцо Лотто (залы 217-218).

В зале 217 представлено cамое раннее произведение Тициана (1488 - 1576) – монументальное полотно "Бегство в Египет" (нач. 1500-х гг.) (зал 217). К позднему периоду художника относятся знаменитые полотна эрмитажной коллекции «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» (зал 221).

Картины Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто представляют завершающий этап Ренессанса (зал 222).

Кающаяся Мария Магдалина (Тициан)

На картине изображена кающася Мария Магдалина. Перед ней христианские символы — Священное Писание и череп.

Кающаяся Мария Магдалина (Тициан)

Подробнее: Кающаяся Мария Магдалина (Тициан)

Даная (Тициан)

Согласно мифу, царю греческого Аргоса Акрисию, дельфийский оракул предсказал, что его свергнет собственный внук, рожденный от его дочери, красавицы Даная. Акрисий заточил Данаю в башню, куда никому не добраться. Но красота Данаи привлекла Бога Зевса, который проник к ней в виде золотого дождя. Так появился герой Персей, который сверг Акрисия.

На картине изображен момент проникновения Зевса к Данае.

Даная (Тициан)

Подробнее: Даная (Тициан)

Бегство в Египет (Тициан)

На картине изображен библейский сюжет из Евангелие от Матфея (2: 13-15). Спасая младенца Иисуса от преследований царя Ирода, Дева Мария с Иосифом бежали в Египет. Её сопровождает сын Иосифа Иаков Младший (возможно, именно он изображен ведущим осла). Дева Мария несет ребенка, привязав его к себе. Иаков несет тюк. Старец Иосиф старается не отставать.

Бегство в Египет (Тициан)

Подробнее: Бегство в Египет (Тициан)

Искусство Италии XVI–XVIII вв.

Экспозиция расположена на втором этаже здания Нового Эрмитажа в Малый и Большой Итальянские Просветы (237-238), помещения надворной анфилады, «итальянские кабинеты» (230-236), и Зал итальянской майолики (229).

В зале 229 можно увидеть два ранних произведения Рафаэля Санти: "Мадонна Конестабиле" и "Святое Семейство".

В зале 230 произведение Микеланджело Буонаротти «Скорчившийся мальчик», которое было приобретено для императорской коллекции по распоряжению Екатерины II.

«Юноша с лютней»(зал 237) - единственная в России картина Микеланджело Меризи да Караваджо.

Искусство Италии эпохи Возрождения XIII–XVI вв.

Экспозиция расположена: Главный музейный комплекс, Большой Эрмитаж, II этаж, залы 207-216.

Здесь можно увидеть картины Леонардо да Винчи: «Мадонна Бенуа» и «Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта)» (зал 214).

Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта) (Леонардо да Винчи)

На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины — стена с двумя арочными окнами. В проемах симметричных окон открывается горный пейзаж. В левой руке ребёнок держит щегла.

Название картины от миланского семейства Литта, в собрании которого она находилась большую часть XIX века.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта) (Леонардо да Винчи)

Подробнее: Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта) (Леонардо да Винчи)

Интересные факты

Императрица Екатерина II Великая (1729 - 1796) написала правила посещения здания Зимнего дворца: Правила, по которым поступать всем входящим в сии двери (Эрмитажные правила). В Эрмитаже сохранился оригинал этих правил (1770-е годы).

Карта

Дополнительно

Какой музей больше: Лувр, Эрмитаж или Третьяковка?

Дворцовая площадь

Санкт-Петербург

Улицы Санкт-Петербурга

Примечательные здания и памятники Санкт-Петербурга

Музеи Санкт-Петербурга

Парки и природные объекты Санкт-Петербурга

Гостиницы Санкт-Петербурга

Рестораны Санкт-Петербурга

Внешние ссылки

hermitagemuseum.org - Государственный Эрмитаж

В литературе

Капица Сергей Петрович (1928 - 2012)

"Мои воспоминания" (2008 г.) - автор описывает про планируемую в Эрмитаже съемку передачи "Очевидное невероятное" с балериной Майей Плисецкой:

"Незадолго до этого мы были в Ленинграде и снимали передачу об автоматах, автоматическом производстве, и решили в начале показать знаменитого павлина, часы-павлин, из Эрмитажа. Это священное животное Эрмитажа, там есть даже специальный механик, который раз в год заводит эти часы. На съемку ушел целый день: ставили свет, смахивали с павлина пыль, механик его заводил. Я сам в съемках не участвовал — снимали птицу, а не меня, и у меня была уникальная возможность любоваться пустынным Эрмитажем: все происходило в понедельник, в выходной день музея, и никого, кроме нас, там не было, ни посетителей, ни смотрителей. Павлин стоит в начале главной галереи на втором этаже, напротив Петропавловской крепости, и вот я гуляю один, как царь, по этой галерее — незабываемое впечатление! Действительно, музей — это замечательное место для съемки, и когда зашел разговор о Плисецкой, то я подумал, что хорошо было бы снять ее в Эрмитаже. Но Майе не подходит Эрмитаж, она не женщина XVIII века, ее надо снимать в другом интерьере, и тогда мне пришло в голову сделать это в Пушкинском музее."

Зощенко Михаил Михайлович (1895 - 1958)

"М.П. Синягин (Воспоминания о Мишеле Синягине)" (1930 г.):

"Вот автор недавно был в Эрмитаже. Глядел скифский отдел. И там есть одна такая замечательная, прочная ваза. И лет ей, говорят, этой вазе, чего-то такое, если не врут, больше как две тысячи. Такая шикарная золотая ваза. Очень исключительной тонкой скифской работы. Неизвестно, собственно, для чего ее скифы изготовили. Может, там для молока или полевые цветы туда ставить, чтоб скифский король нюхал. Неизвестно, ученые не выяснили. А нашли эту вазу в кургане.

Так вот, на этой вазе автор вдруг увидел рисунки — сидят скифские мужики. Один мужичонка-середняк сидит, другой ему зуб пальцами выковыривает, третий лаптишки себе поправляет. Автор поглядел поближе — батюшки светы! Ну, прямо наши дореволюционные мужики. Ну, скажем, тысяча девятьсот тринадцатого года. Даже костюмы те же — такие широкие рубахи, подпояски. Длинные спутанные бороды.

Автору даже как-то не по себе стало. Что за черт. Смотрит в каталог — вазе две тысячи лет. На рисунки поглядишь — лет на полторы тысячи поменьше. Либо, значит, сплошное жульничество со стороны научных работников Эрмитажа, либо такие костюмчики и лапти так и сохранились вплоть до нашей революции."

- гостиницы Санкт-Петербурга