Пощечина общественному вкусу (значение фразеологизма) — о том, что оскорбляет большинство любителей чего-либо.
Выражение от названия манифеста "Пощечина общественному вкусу" русских футуристов (декабрь, 1912), написанного поэтами Давидом Давидовичем Бурлюком (1882 – 1967), Алексеем Елисеевичем Крученых (1886 – 1968), Маяковским Владимиром Владимировичем (1893 – 1930) и Велемиром Владимировичем Хлебниковым (1885 – 1922).
Манифест был опубликован в сборнике «Пощечина общественному вкусу» (М., 1912). Перепечатан в свитке «Грамоты и декларации русских футуристов», изд. «Свирельга» (Спб., 1914).
Из этого манифеста другое известное выражение: "Сбросить с парохода современности".
А. Крученых в заметке «О Хлебникове и других» писал:
«Я помню только один случай, когда В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк и я писали все вместе одну вещь, — это был манифест в книге «Пощечина общественному вкусу» (Москва, декабрь, 1912 г.). Писали долго, спорили из-за каждой фразы, слова, буквы.
Помню, я предложил: «Выбросить Толстого, Достоевского, Пушкина...», Маяковский добавил: «С парохода современности». Кто-то: «Сбросить с парохода». Маяковский: «Сбросить — это как будто они там были, нет, надо бросить с парохода...»
(В. Хлебников. «Зверинец» (ред. А. Крученых), М., 1930, стр. 13.)
Пощечина общественному вкусу
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших «Здравого смысла» и «Хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников.
Москва, 1912, Декабрь.