Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Хоть святых вон выноси («Крылатые слова», Максимов С.В.)

Хоть святых вон выноси, книга «Крылатые слова» (1899 г.) писателя и исследователя русского языка (1831 – 1901).

Хоть святых вон выноси

Иногда говорится так при случаях совершенно противоположного и непохожего смысла, а "святыми" в полное согласие весь русский народ называл те иконы, которые ставит на тябле (особой полочке) и держит в киотах, чтит и бережно охраняет. Староверы, несомненно по обычаю предков, почтение к этим живописным изображениям спасителя, богоматери и святых угодников довели даже до крайности, например прикрепляя занавеси и задергивая лики от всех приходящих православных. Впрочем, во многих местах завешиваются иконы во время пиршеств, пляски и других развлечений; нельзя сидеть в шапке, свистать: все это большой грех.

Иконопочитание во всей Руси простирается с древнейших времен до того, что если и существовал (еще до Грозного) иконный ряд в Москве и ими "торговали", продавая на деньги, тем не менее этот термин к иконам неприменим, а заменен словом "менять", "выменивать". Когда в 1540 г. псковичи усомнились в приобретении принесенных на продажу "старцами-переходцами из иных земель" изображений Николы и Пятницы "на рези в храмцах" (изваянных из дерева в киотах), новгородский владыка сам молился на эти иконы, перед ними молебен пел, проводил до реки Волхова на судно, а псковичам наказал эти иконы у старцев "выменять" и встретить их соборно. Понятие о боге и купле, очевидно, не совмещается в уме нашего народа, как не совмещалось оно и во времена язычества. Исстари же ведутся и особые приветы и приспособлены разные приемы в соответствие почитанию икон, называемых и "святынею" и "божьим милосердием". "Честь да место — господь над нами — садись под святые!" — привечают гостя и "кладут" под святые умирающего, вживе обмытого и одетого в саван. Если таковой больной поправился, выздоравливает от тяжкой болезни, про него говорят, что он "из-под святых встал". Зато говорят также и надвое: "Хоть святых вон выноси" — про тех, которые врут не в меру, "и святых выноси и сам уходи", и про бестолковый гам и крик на миру в замену обычного "поднялся содом": пусть святые иконы не видят греховных людских развлечений и не слышат свиста пустодома. И действительно, выносят прежде всего святые иконы на случай пожарного бедствия в деревнях и при переходе из старой избы во вновь построенную и т. д. Объединявшая Москва, забирая под свою высокую руку обессилевшие удельные города, этим же способом пользовалась как чрезвычайно ловким политическим приемом. Все нижнее тябло в иконостасе большого Успенского собора украшено таковыми иконами-палладиумами из разных русских стран, как победными трофеями. К числу таковых относятся также и колокола, о чем я уже имел случай упоминать в своем месте. Здесь, вероятно, и начало вышеприведенному и повсюду распространенному изречению.


Дополнительно

Максимов Сергей Васильевич (1831 – 1901)

«Крылатые слова» (1899 г.)