Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Бурлаки на Волге (Репин И.Е.)

Произведение живописи (картина), холст, масло.

🎨 Репин Илья Ефимович (1848 – 1926).

📆 1870 – 1873.

Размер картины: 131,5 x 281 см.

🏛 Государственный русский музей

⛳ Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4.

🚇 м. Невский Проспект, м. Гостиный двор.

На картине изображены бурлаки, тянущие судно по Волге. В 19 веке других средств провода судна против течения не было, поэтому привлекали бурлаков. Обычно в бурлаки набирался разный люд.

Бурлаки на Волге
Бурлаки на Волге (Репин И.Е.)

Бурлак — работник, который вдоль берега против течения тянет суда бечевой.

Как была задумана и написана картина Бурлаки на Волге

Картина "Бурлаки на Волге" была написана Репиным за 4 года (1870 – 1873). В 1870 году ему было 26 лет.

Замысел картины "Бурлаки на Волге" возник у художника Репина Ильи Ефимовича в 1869 году, когда во время работы над конкурсной картиной в художественном училище «Иов и его друзья» он вместе с Константином Савицким поехал на Неву на этюды.

Там художник впервые увидел бурлаков, которые произвели на него сильное впечатление, которое он позже описал в воспоминаниях «Далекое близкое», глава «Бурлаки на Волге (1868 – 1870)»:

"— Однако что это там движется сюда? — спрашиваю я у Савицкого.Вот то темное, сальное какое-то, коричневое пятно, что это ползет на нагне солнце?

— А! Это бурлаки бечевой тянут барку; браво, какие типы! Вот увидишь, сейчас подойдут поближе, стоит взглянуть.

Я никогда еще не был на большой судоходной реке и в Петербурге, на Неве, ни разу не замечал этих чудищ «бурлаков» (у нас в Чугуеве бурлаком называют холостяка бездомного).

Приблизились. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные? У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок; рубахи-то, рубахи! Истлевшие — не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья!

Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара..

Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висячих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели... Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ! Приблизившись совсем, эта вьючная ватага стала пересекать дорогу спускающимся к пароходу... Невозможно вообразить более живописной и более тенденциозной картины! И что я вижу! Эти промозглые, страшные чудища с какой-то доброй, детской улыбкой смотрят на праздных разряженных бар и любовно оглядывают их самих и их наряды. Вот пересекший лестницу передовой бурлак даже приподнял бечевку своей загорелой черной ручищей, чтобы прелестные сильфиды-барышни могли спорхнуть вниз.

— Вот невероятная картина! — кричу я Савицкому. — Никто не поверит!

Действительно, своим тяжелым эффектом бурлаки,  как темная туча, заслонили веселое солнце; я уже тянулся вслед за ними, пока они не скрылись с глаз. Пароход наш тронулся дальше; мы скоро нагнали барку и видели уже с профиля и нагруженную расшиву и всю бечеву, от мачты до лямок. Какая допотопность!

Вся эта сказочная баркарола казалась мне и смешной и даже страшной своими чудовищными возищами.

— Какой, однако, это ужас, — говорю я уже прямо. — Люди вместо скота впряжены! Савицкий, Неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?

— Да, такие голоса уже раздавались. — Савицкий был умница и практически знал жизнь. — Но буксиры дороги, а главное, эти самые вьючные бурлаки и нагрузят барку, они же и разгрузят ее на месте, куда везут кладь. Поди-ка там поищи рабочих-крючников! Чего бы это стоило!.."

В 1870 году Репин, вместе со своим братом и начинающими художниками Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым на пароходе компании «Самолёт» отправился в путешествие по Волге. Здесь, в течение всего лета, он беседовал с бурлаками и делал наброски будущей картины.

В том же году Репин создал рисунок карандашом в размере 18,3×32,7 см. Этот эскиз сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве (№ 11488). Из эскиза возникла первая версия в масле в формате 23,5×50,5 см (Третьяковка, № 708).

В марте 1871 года временная версия картины была выставлена в Санкт-Петербурге и награждена призом.

В марте 1873 года Репин завершил свою работу.

История создания картины была написана Репиным в его автобиографическом произведении «Далекое близкое».


Дополнительно

Репин Илья Ефимович

Государственный русский музей

Внешние ссылки

Бурлаки на Волге (Репин И.Е.) (wikipedia.org)