Баро́кко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существует множество вариаций происхождения этого термина, также - «странный», «причудливый».) — художественный стиль, отражающий характеристику европейской культуры XVII—XVIII веков, хотя его начало уходит корнями в XVI век. Появление барокко обусловлено тем, что в некоторых странах в этот период под влиянием реформистского движения произошло ослабление могущества католической церкви, поэтому укрепилось господство светских властей. Барокко отвечает стремлению к мощи и богатству путем их внешнего выражения. Стиль барокко первоначально получил распространение в: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Барокко можно противопоставить классицизму и рационализму. Стиль подразумевает избегание обыденности и будничности.
Барокко присущи:
монументальность;
сложность (объемов и пространства);
взаимное пересечение различных геометрических форм;
преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений;
чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей, активное применение скульптурных и архитектурно-декоративных мотивов;
неравномерное распределение архитектурных средств;
создание богатой игры светотени, цветовых контрастов;
динамичность архитектурных масс;
избыточность излишняя декорированность;
пышность, роскошь;
зеркала, колонны, лепнина, орнамент, скульптура, плафоны, росписи, гирлянды, букеты, бахрома, маркетри, красный бархат, позолота, дуб, орех, слоновая кость, перламутр, геральдические гербы, амуры, а также виноградные лозы.
После «рационального» ренессанса в моду входит «иррациональный» барокко. Зодчие барокко, стремясь достичь определенного эффекта, зачастую пренебрегали логикой построений планов или допускали несоответствия между внешними объемами и внутренней структурой сооружения. Конструкция обычно скрыта декоративными частями, которые могут создавать иллюзорное представление о ней.
Динамический принцип - иллюзия движения пространства и формы. Динамический принцип – один из главных признаков радикального направления в барокко. Классическое направление тяготеет к традициям ренессанса. Несмотря на различия, оба направления едины в стремлении: создавать огромные пространства, которые призваны оказывать сильное эмоциональное воздействие на человека. В течение XVII и XVIII вв. оба направления существуют параллельно.
В итальянской архитектуре стилистика барокко распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской - наблюдается значительное расхождение между фасадным и внутренним убранством сооружений. Если в фасадном преобладали классицистические черты, то внутренний облик здания обладал чертами барокко. В английской архитектуре стиль выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь появляется, так называемый, «обароченный» классицизм. Но архитектура барокко во всех странах имела общие черты.