>> Компании и бренды

ВКонтакте

«ВКонтакте» — крупнейшая в Рунете социальная сеть, первый по популярности сайт на территории Белорусии, второй — в России, третий — на Украине, пятый — в Казахстане, 28-й — в мире.

По данным на сентябрь 2012 года ежедневная аудитория «ВКонтакте» — около 38 миллионов человек.

История компании

Ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, а позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». 

Альфа-версия социальной сети ВКонтакте начала функционировать летом 2006 года, когда его главному разработчику Павлу Дурову на тот момент было почти 22 года. С сентября началось бета-тестирование — использование готовой версии для выявления ошибок перед окончательным выходом.

На выбор названия сети оказали влияние два фактора. Её создатель Павел Дуров переосмыслил фразу «В полном контакте с информацией», которая являлась джинглом радиостанции «Эхо Москвы»; Среди вариантов названия искались те, которые не будут ассоциировать сайт с определенными социальными категориями и классами. Для этого идеально подходило слово «контакт». В 2012 году один из основателей соцсети Лев Левиев рассказал газете Известия, что одним из вариантов названий на стартовом этапе был Studlist.ru. Позже этот вариант отпал, поскольку он обозначал лишь определенную аудиторию проекта.

1 октября 2006 года зарегистрирован домен vkontakte.ru, а официальным днем запуска стало 10 октября.

На сайте durov.com было размещено сообщение об открытии новой базы данных анкет студентов и выпускников и изображение страницы Павла Дурова. Проект появился как закрытый. Зарегистрироваться могли только студенты, имеющие приглашения, под настоящими именем и фамилией. На этот момент уже работали основные сервисы — поиск, возможность настроек профиля, выбор места учебы, личные сообщения, фотоальбомы. Новшеством для Рунета была возможность отмечать людей на фотографиях.

Через полтора месяца регистрация стала открытой и началась рекламная компания для увеличения числа пользователей. Ход, предпринятый для привлечения новой аудитории, оказался очень удачным. Всего за несколько недель нагрузка превысила возможности сервера и пришлось наращивать мощность. Уже в январе ресурс по скорости роста вошел в пятьдесят самых перспективных сайтов Рунета.

В 2007 году он уже один из пяти наиболее посещаемых. 5 ноября зарегистрировался трехмиллионный пользователь и к концу года ВКонтакте уступает только mail.ru. В конце 2010 года число пользователей приблизилось к отметке 100 миллионов.

Основной конкурент - социальная сеть Odnoklassniki.ru. В отличие от конкурента, где в основном пользователи среднего и старшего возраста, "ВКонтакте.Ру" пользуется популярностью среди школьников и студентов. Здесь очень удобно создавать группы по интересам или организовывать встречи.

Показатели деятельности

Социальная сеть «ВКонтакте» занимает восьмую строку рейтинга Forbes с выручкой в $152 млн.

По данным "Ведомостей", выручка "ВКонтакте" в 2009 году составила 1,094 миллиарда рублей (34,5 миллиона долларов), а чистая прибыль - 369,3 миллиона рублей (11,6 миллиона долларов).

Ежемесячная аудитория соцсети составляет 29,143 млн человек. По данным "СПАРК-Интерфакса", ООО "В контакте" на 100% принадлежит кипрской VK.Com Holdings Ltd.

Владельцы, стоимость

Как сообщалось в аналитическом обзоре JP Morgan в августе 2011 года, более 60% сети разделено между семьей Мирилашвили (около 40%), главой соцсети Павлом Дуровым (12%) и Львом Левиевым (8%). 39,99% "В контакте" принадлежит Mail.ru Group, которая впервые инвестировала в сеть в 2007 году, купив 24,99% за $16,3 млн. В ноябре 2010 года интернет-холдинг увеличил долю на 7,5%, а в июле 2011 года реализовал опцион еще на 7,44%. Вторая и третья сделки прошли исходя из оценки "В контакте" в $1,5 млрд. 

 По мере того, как ресурс набирал обороты, наращивая количество пользователей и добавляя новые функции, ему требовалось все больше денег на закупку и поддержку новых серверов, на расширение штата сотрудников. Нужные суммы исчислялись миллионами долларов. Владельцы ВКонтакте получали множество предложений о покупке и, в конце концов, выбрали фонд DST (Digital Sky Technologies), который получил 24.99% акций ВКонтакте за 16.3 млн. долларов.

С самого начала сайт позиционировался, как ориентированный исключительно на пользователя, для максимального удобства поиска и поддерживания связи между людьми и воздерживался от рекламы.

   ВКонтакте всё ещё воздерживался от рекламы, но задействовал другие инструменты получения прибыли — начали с возможности повышать личный рейтинг посредством платных SMS-сообщений. Далее представили платный сервис «Подарки» — заплати и пришли другу виртуальную открытку или вещь. Виртуальную валюту продавали за живые деньги.

    И всё же выручка была недостаточна для окупаемости сайта, поэтому летом 2008 года на нем появилась реклама, а также возможность размещения игр и других платных сервисов (при уплате «налога» сайту). Размещение на сайте игр и онлайн-приложений независимыми разработчиками дает им возможность зарабатывать деньги  от продажи доступа и виртуальных игровых атрибутов. Часть этих денег идет социальной сети. Эта, достаточно популярная среди подобных сайтов, практика принесла «ВКонтакте» в 2009 году 10 млн. долларов только за счет игры «Счастливый фермер».

       Весной 2011 года в руках DST (которая сейчас именуется Mail.ru Group) находился миноритарный пакет акций 32.5% и это единственный сторонний инвестор проекта. Менеджеры Mail.ru Group неоднократно заявляли о намерение полного выкупа акций и объединении ВКонтакте с Mail.ru и Odnoklassniki.ru.

    Однако эти заявления опровергаются Дуровым. По его словам, нет планов изменять текущее положение дел, при котором основателям ВКонтакте принадлежит контрольный пакет акций. Миноритарная доля, принадлежащая Mail.ru Group, не позволяет ему влиять на стратегию сайта и эта ситуация сохраниться. Кроме того, Павел опять делает ударение на том, что главной целью ВКонтакте остается не финансовое обогащение, и что ресурс на сегодняшний день размещает минимум рекламы по сравнению с остальными бесплатными сетями.

Интересные факты

С сетью "ВКонтакте" связан случай первой эпидемией компьютерного вируса, распространяющегося через социальные сети. В мае 2008 года до нескольких сотен тысяч компьютеров пользователей этой социальной сети стали жертвами компьютерного вируса.

Социальную сеть активно продвигают сами пользователи, на баннеры и рекламу создатели Vkontakte практически не тратятся.

Детище Дурова многократно пытались купить, но он не соглашался.

28 мая 2012 года- Дуров Павел выбросил из окна офиса "Вконтакте" 250 тыс. рублей в честь Дня города Петербурга.

20 сентября 2012 года- Полиция Петербурга отказалась возбуждать уголовное дело об экстремизме по заявлению главы фонда "Подари жизнь" Светланы Лось. Она обвинила основателя социальной сети "ВКонтакте" в разжигании ненависти к собакам, бомжам и футбольным фанатам. Причиной стала запись в Twitter.

Материал подготовил Артем Джаарбеков.

Изображения

Логотип ВКонтакте      
Логотип ВКонтакте      

Видео

 

Ссылки

vk.com - сайт Вконтакте

Вконтакте на wikipedia.org

Офис компании «ВКонтакте» на habrahabr.ru

Вконтакте на tadviser.ru

Вконтакте на wikipedia.org

Фразы о бизнесе, управлении, менеджменте

 
@Энциклопедия dslov.ru