Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Анализ стихотворения «Железная дорога» (Некрасов Н.А.)

Стихотворение «Железная дорога» русский писатель (1821 – 1878) написал в 1864 году.

Впервые опубликовано в журнале «Современник», 1865 г., том CX, № 10, с. 547 – 552.

Стихотворение в четырех частях было написано в начале 1864 года, но было запрещено цензурой в мае того же года. Некрасову удалось опубликовать свое произведение только 24 ноября по ст. ст. (6 декабря) 1865 года в октябрьском номере «Современника».

Иллюстрация к стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога», художник Кондратьев А.
Иллюстрация к стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога», художник Кондратьев А.

Стихотворение основано на истории строительства с 1843 по 1851 годы Николаевской (ныне Октябрьская) железной дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург (протяжённость 645 км). На тяжелые работы привлекались крестьяне, которых нередко обманывали, наказывали штрафами за всевозможные проступки. Среди работников была высокая смертность. Точное число жертв осталось неизвестным, но Некрасов, в своём стихотворении, упоминает пять тысяч.

После своей публикации «Железная дорога» оказывала на читателей, особенно на молодежь, громадное революционизирующее воздействие. «Я был тогда в последнем классе военной гимназии, — вспоминает Г. В. Плеханов. — Мы сидели после обеда группой в несколько человек и читали Некрасова. Едва мы окончили "Железную дорогу", раздался сигнал, звавший нас на фронтовое учение … Когда мы стали строиться, мой приятель С. подошел ко мне и, сжимая в руке ружейный ствол, прошептал: "Эх, взял бы я это ружье и пошел бы сражаться за русский народ!"» (Плеханов Г. В. Литература и эстетика, т. 2. М., 1958, с. 199).

Краткое содержание

Рассказчик, путешественник в вагоне поезда, слышит, что в соседнем купе мальчик Ваня спрашивает отца (генерал), кто построил эту железную дорогу?

Отец отвечает, что железную дорогу построил граф Клейнмихель Пётр Андреевич.

Часть I

Из окна поезда рассказчик рассматривает красивые залитые лунным светом осенние пейзажи.

Часть II

Услышав ответ генерала своему сыну, путешественник рассказывает мальчику Ване, что на самом деле железную дорогу построили простые люди, крестьяне. Условия труда были тяжелейшими и многие из них погибли в этом месте. Под впечатлением рассказа мальчику привиделось: тысячи призраков изможденных, изуродованных людей поднимаются по бокам рельсов, каждый пытается рассказать свою историю, спрашивая людей будущего, помнят ли они вообще тех, по чьим костям они сейчас путешествуют?

Часть III

Ваня рассказывает отцу о своем видении и возмущенный генерал требует, чтобы путешественник рассказал сыну и о светлой стороне строительства железной дороги. Генерал говорит о том, что чернь может только разрушать, а созидателями являются только аристократы, которые заставляют чернь работать, создавая прекрасное и великое.

Часть IV

Тогда путешественник рассказывает "счастливый конец" истории: работа завершена, мёртвые похоронены, а рабочие, ожидающие оплаты, собираются возле конторы. Тут они узнают, что на самом деле они остались должны хозяевам, так как с них вычитывали деньги за простои, болезни, баню и т.д.

В итоге, смиловшийся начальник прощает рабочим долги и выкатывает бочку вина для всех: чтобы пить и праздновать.

Дополнительно

Железная дорога (1864 г.)

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878)

Цитаты из «Железная дорога» (Некрасов Н.А.)

Внешние ссылки:

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (rvb.ru)