Реклама — это зомбирование? (Джаарбекова С.А.)
Рассказ «Реклама — это зомбирование?»[ 1 ] (2011 г.) музыканта и писателя Джаарбековой Светланы Ашатовны (1940 – 2022).
Реклама — это зомбирование?
Если кто-то или что-то крепко надоедает, мы обычно отмахиваемся и говорим: «Назойлива как муха», «Впилась как комар». Я же считаю, что назойливее рекламы нет более ничего на свете.
В советское время нас кормили основами марксизма-ленинизма до въедливости. Но там, по крайней мере, была дана стройная система развития общества, товарно-денежные отношения и много чего полезного.
А реклама?
Я человек впечатлительный, запоминаю быстро, и реклама, по моему мнению, вгрызлась в мои внутренности.
Иду по улице, а у меня в голове крутится одна и та же фраза: «В животе шум и гам – принимай эспумизан!» И крутится назойливее мухи, да еще поет на разные лады.
Или вдруг всплывает в памяти улыбающееся лицо с глянцевой кожей, которое так вкрадчиво говорит: «Я сменила все кремы на такое-то новое. А вы?». Подтекст такой: «Не последуем ли мы ее примеру?». Если раньше все эти симпатичные дамочки говорили: «Ведь вы этого достойны». Теперь же переключились на это вкрадчивое «А вы?».
А уж дорогие духи как нам рекламируют! «Он» или «она» обязательно занимают сексуально-выразительные позы, словно в такой захватывающий момент есть время думать о духах, пусть даже и дорогих. Или идет дамочка походкой манекенщицы и сбрасывает с себя золото, бриллианты, одежду до нижнего белья, чтобы только встретиться с любимыми духами.
А уж бреющиеся мужчины вошли в мою память, наверное, навечно!
Нет, с рекламой надо что-то делать.
У меня телевизор еще старого образца, смотрю я десять каналов, их и оплачиваю. Когда я пытаюсь уйти от рекламы на другой канал, что я там вижу? Тоже рекламу. Как все продумано! Ловко работает телевизионная мафия! Я не поддаюсь гипнозу с экрана, у меня против него выработался иммунитет. Я не бегу в аптеку, как многие, чтобы купить очередное разрекламированное лекарство или какой-нибудь магнитный прибор, якобы лечащий все болезни, и не хватаю порошки, которые могут вывести уму непостижимые пятна. Я все подвергаю сомнению.
Недавно после десяти часов вечера я уютно устроилась в кресле, чтобы посмотреть новый и, как мне показалось, интересный фильм. И что вы думаете? В течение часа три минуты фильмы чередовались с пятиминутной рекламой, причем, к дневной рекламе добавили разнообразное пиво, что шло в полный разрез с содержанием фильма.
Такой идиотизм я не выдержала и поняла, что еще два часа истязания я не вытерплю, и мне так захотелось запустить чем-нибудь в телевизор, чтобы он навсегда погас. Но я вовремя одумалась. При чем здесь мой телевизор? Запустить чем-нибудь надо в тех, кто планирует и подает нам с экрана подобное безобразие!
Я выключила телевизор, подошла к окну и посмотрела на укутанные снегом деревья. В памяти всплыли слова Пушкина А.С.: "Смотрите на природу, как она медленно и верно работает…", "Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво".
И… успокоилась.
Коломна, 2011 г.
Примечания
↑ 1) Рассказ написан 26 августа 2011 г. в городе Коломна (Московская область).