Где рука, там и голова («Крылатые слова», Максимов С.В.)
Где рука, там и голова, книга «Крылатые слова» (1899 г.) писателя и исследователя русского языка Максимова Сергея Васильевича (1831 – 1901).
Где рука, там и голова
Рука согрешит, — голова в ответе.
Пословица.
Взятая в буквальном смысле, всем известная и повсюду распространенная пословица может показаться ненужной, лишней пустословной, вызывая прямой и короткий ответ: конечно так, само собой разумеется. В самом же деле пословица заключает в себе глубокий смысл и есть ни что иное, как юридический термин, от старины до наших дней не утративший своего значения. В старину послухи или свидетели, при поголовном безграмотстве, ручаясь в данном показании, подавали полуграмотному дьяку правую руку и тем как бы давали собственноручную (или, вернее, и по старинному, "заручную" подпись). Во многих случаях требовалось даже наложение самой руки или обеих вместе на бумагу свитка поручной записи, — прием, объясняемый словом позднейшего сочинения — рукоприкладство или, короче и проще по-русски, подписи, вместо составленного на немецкий лад. В некоторых случаях она заключалась в том, что послухам или видокам обмазывали правую ладонь черной краской и делали оттиск на свитках в столбцах, называемых поставами (гербовую бумагу начали употреблять с 1699 года). Во всяком случае человек ручался на данное показание на суде, становился порукою другого человека по старозаветному выражению, часто встречаемому в старых актах: "ты о том не тужи, в том моя голова". Было все равно: ограничивался ли он одним лишь голословным показанием или целовал евангелие, крест, сырую землю, или скреплял все клятвы подписью на бумажном листе. Отсюда и "держать чью руку" значит стоять за того, быть на его стороне при выборах и клятвенных ручательствах, и "играть в одну руку" — действовать во всем заодно. В старину "порукой" назывался и тот человек, который брал подсудимого себе на руки, ручался ответом за него. Порукой считалась и целая семья купцов, остававшаяся как бы в закладе дома на родине, когда (по Котошихину) торговые люди ездили в чужие земли, чтобы "им в иных государствах не остатися". Со времен той же старины "поручным" называется всякий задаток, особенно деньги, взятые или данные при битье по голым рукам или по рукавице, при условиях всякого рода: наймах, продажах, куплях, обменах. Точно также до сих пор отцы жениха и невесты покрывают полами кафтанов руки и ударяют ими в знак окончательного согласия на брак, т. е. одновременно этим способом подписывают брачный контракт и свидетельствуют его у нотариуса. То же самое делают барышники при продаже лошадей, хлопая в иных случаях неуладицы по нескольку раз до последнего, когда бьют по рукавицам, прихватив на этот раз руками повод продажного коня, и т. д. До сих пор на общинных сходах, при составлении мирских приговоров верители подают грамотеям руки, что и зовут "отбирать руки" и проч. Так велико значение этой верхней конечности человеческого тела в жизни и обычаях русских людей. В то же время столь разнообразны в живой речи применения в иносказательном смысле этого существительного имени женского рода.
Ленивый человек, привыкший ничего не делать и сидеть праздно, "поджал руки"; у таковых, конечно, по этой причине и всякое дело "валится из рук". Иной городской извозчик или почтовый ямщик сумеет запрячь лошадь "под руку", т. е. на пристяжку, да в езде часто не знает "своей руки", т. е. не знает правила держаться "парадной", т. е. узаконенной у нас в России правой стороны при направлении в езде (в Англии и в Японии "парадная" сторона — левая). Иные безтолковые или тупые люди "руки не знают", т. е. не разбирают права или лева. Прежние рекруты, приведенные из глухих мест и требовавшие на ученьях привязки к одной ноге сена, к другой соломы, чтобы уметь разбирать очередь той или другой ноги при маршировке. Человек, от постоянно преследующих его неудач, пришедший в отчаяние, растерявшийся до того, что не знает, как поступать дальше и что ему делать, "опустил руки". Драчливый и вздорливый человек, посягая на смирного, "поднимает руки"; нападая на податливого, "прибирает его к рукам", и на худший конец "налагает руку", т. е. порабощает и притесняет. Воры, у которых "руки с ящичком", действуя с товарищами, "играют с ними в одну руку", и если поживились случайно или нажились окончательно, — они "нагрели руки". Бывают руки тяжелые, легкие, длинные, как бывают толстые шеи и медные лбы, и т. п.
Дополнительно
Максимов Сергей Васильевич (1831 – 1901)
«Крылатые слова» (1899 г.)