Ликбе́з (значение) — сообщение самых необходимых, начальных сведений о чём-нибудь, обучение элементарным навыкам.
Происхождение
Слово «ликбез», как сокращенное от "ликвидация безграмотности", появилось в результате государственной программы Советской России, начало которой положил Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 декабря 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Согласно декрета, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию).
Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.
Принятая программа оказалась успешной. По переписи населения 1926 года доля грамотного населения выросла вдвое по сравнению с дореволюционным временем и составила 60,9%. К концу же 1930-х годов массовая безграмотность была преодолена. Так, по данным переписи населения 1939 г., процент грамотных в возрасте 9 – 49 лет составил 89,7% (по РСФСР).
В словарях
Ликбе́з:
1. Сокращение: ликвидация безграмотности, обучение неграмотных взрослых и подростков, а также (разг.) школа, осуществляющая такое обучение. Работники ликбеза в первые годы революции. Учился грамоте в ликбезе. Ходил в ликбез.
2. перен. Сообщение самых необходимых, начальных сведений о чём-нибудь, обучение элементарным навыкам. Агрономический ликбез.
прил. ликбезовский, -ая, -ое (к 1 знач.).
📙 Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.).
Ликбе́з (неол.) — Сокращение слов: ликвидация безграмотности.
📙 Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.).
Веселый рассказ о ликвидации безграмотности — "О пользе грамотности" написал в 1925 году сатирик Зощенко Михаил Михайлович (1895 – 1958).
Примеры
Капица Сергей Петрович (1928 – 2012)
"Мои воспоминания" (2008 г.):
"Крупные ученые — а именно их участие для нас было принципиально важно — поняли, что от них ждут в передаче не отчета, не ликбеза, а дают им возможность поделиться своими взглядами на мир и познание, поразмышлять о природе вещей, о перспективах науки."