Ма́ссы (значение) — широкие круги населения.
В России слово "массы" использовали в 19 – начале 20 века революционеры (например, об этом пишет писатель Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910) в романе «Воскресение» (1889 – 1899 гг.)).
В словарях
Толковый словарь русского языка (1992 г.) Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова (к слову "масса"):
Ма́ссы Широкие слои трудящегося населения. Воля масс. Оторваться от масс (утратить связь с народом).
Толковый словарь (1935 – 1940 г.) Д. Н. Ушакова (к слову "масса"):
Ма́ссы Широкие круги трудящихся, населения. Трудящиеся массы. Не отрываться от масс. Насущные интересы крестьянской массы. «…Советы являются наиболее мощными органами революционной борьбы масс…» Сталин. «Связь с массами, укрепление этой связи, готовность прислушиваться к голосу масс, - вот в чем сила и непобедимость большевистского руководства.» Сталин. «…Изменения в избирательной системе означают усиление контроля масс в отношении советских органов и усиление ответственности советских органов в отношении масс» (из резолюции пленума ЦК ВКП(б), март 1937 г.).
Выражение (the masses) указано в Американском словаре "American Heritage Dictionary of Idioms" Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992 г.,со значением люди низкого социально-экономического статуса.
В английском языке выражение массы применяется с негативным оттенком.
Примеры
Талеб Нассим Николас
«Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» (2012 г.):
"Таким образом, я не приемлю ни “пустопорожнего скептицизма”, с которым мы не в состоянии бороться, ни теоретизирования вокруг языковых проблем, которые превратили значительную часть современной философии в нечто абсолютно бесполезное для тех, кого презрительно называют “широкими массами”."
Зощенко Михаил Михайлович (1895 – 1958)
"Возвращенная молодость" (1933 г.), гл. 24:
"И только иной раз Лида, энергичная и резкая особа, грубоватая и крикливая, начинала пикироваться с отцом, упрекая его в реакционности взглядов, в отсталости и в отрыве от масс."
"Сирень цветет" (1929 г.):
"Опять, скажут, грубая клевета на человека, отрыв от масс и так далее."
"И вообще ихние поступки не вызовут такой, что ли, горячей симпатии со стороны трудящихся масс, которые, дескать, не пойдут безоговорочно за такими персонажами."
Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)
«Дуэль» (1891 г.), гл. IV - о Лаевском:
"Вы знаете, до какой степени масса, особенно ее средний слой, верит в интеллигентность, в университетскую образованность, в благородство манер и литературность языка. Какую бы он ни сделал мерзость, все верят, что это хорошо, что это так и быть должно, так как он интеллигентный, либеральный и университетский человек. К тому же, он неудачник, лишний человек, неврастеник, жертва времени, а это значит, что ему всё можно. Он милый малый, душа-человек, он так сердечно снисходит к человеческим слабостям; он сговорчив, податлив, покладист, не горд, с ним и выпить можно, и посквернословить, и посудачить... Масса, всегда склонная к антропоморфизму в религии и морали, больше всего любит тех божков, которые имеют такие же слабости, как она сама."
Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)
«Воскресение» (1889 - 1899 гг.), ч. 3, гл. 14, из разговора революционеров:
"Массы всегда обожают только власть"
"Делать все для масс народа, а не ждать ничего от них; массы составляют объект нашей деятельности, но не могут быть нашими сотрудниками до тех пор, пока они инертны, как теперь..."
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889)
"Пошехонская старина" (1888 г.), гл. 17:
"Крепостная масса".