Па́фос (значение) — воодушевление, подъём, энтузиазм.
Происхождение
Слово пришло к нам из греческого языка, где "пафос" означает "страсть". На это указывает Этимологический словарь русского языка (1950 – 1958 гг.) Фасмера М.Р..
Слово "пафос" применяется и в английском языке с аналогичным значением (pathos).
На острове Кипр есть город Пафос. Город получил свое название по имени мифического героя Пафоса - сына Пигмалиона и Галатеи (богиня Афродита оживила статую из слоновой кости, изготовленную Пигмалионом, изображавшую Галатею).
В словарях
Толковый словарь русского языка (1992 г.) Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова:
Па́фос, -а, муж. (книжн.). Воодушевление, подъём, энтузиазм. Говорить с пафосом. Пафос творческого труда.
прил. пафосный, -ая, -ое.
Толковый словарь (1935 – 1940 г.) Д. Н. Ушакова:
Па́фос, пафоса, мн. нет, муж. (греч. pathos) (книжн.).
1. Страстное воодушевление, одушевление. «Суровым пафосом звучал неведомый язык.» Некрасов. «Пафос всегда есть страсть, выжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее, - следовательно, страсть чисто духовная, нравственная.» Белинский.
2. Воодушевление, энтузиазм, вызываемый чем-нибудь. «- В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов. Это очень хорошо. Но теперь этого недостаточно. Теперь это дело должны мы дополнить энтузиазмом, пафосом освоения новых заводов и новой техники, серьезным поднятием производительности труда, серьезным сокращением себестоимости. В этом теперь главное.» Сталин (доклад на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) 7/I 1933 г.).
3. Воодушевляющий, творческий источник, основной тон, идея чего-нибудь. Пафос поэзии Пушкина - в ее человечности. «Пафос шекспировой драмы "Ромео и Джульетта" составляет идея любви.» Белинский.
4. Внешнее проявление одушевления, иногда производящее впечатление фальши (неод.). Он не умеет говорить без пафоса.
Примеры
Стругацкий Аркадий Натанович (1925 – 1991), Стругацкий Борис Натанович (1933 – 2012)
"Жук в муравейнике" (1979 г.):
"Потом сказал с пафосом:
— Яд, мудрецом тебе предложенный, возьми, из рук же дурака не принимай бальзама… "
Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948)
«Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1939 - 1948 гг.):
"Отца всегда пугало, когда я делался белым как полотно от припадка вспыльчивости. Мне свойственна изначальная свобода. Я эмансипатор по истокам и пафосу."
Илья Ильф (1897—1937) и Евгений Петров (1903—1942)
«Двенадцать стульев» (1927 г.), ч. 2 гл. 27:
"Требую протокола! -- с пафосом закричал Остап."
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878 – 1939)
"Хлыновск" (1930 г.) (Глава шестнадцатая. ЕРОШКА):
"Голос Ерошки грудной, теноровый, немного напыщенный, с пафосом. Пафос возникал из любых причин социального или личного порядка, затронувших его владельца, но основной стержень пафоса - это свершение огромных дел, которым Ерошка посвятит свою жизнь. Этот пафос бурлил в нем без остановки, делая юношу парящим над мелочами, обидами и неудачами. "
Репин Илья Ефимович (1844 – 1930)
«Далекое близкое» (Cтacoв, Aнтoкoльcкий, Ceмиpaдcкий):
"Eгo нaчинaл нe нa шyткy cepдить этoт зaнocчивый диaлeктик, c тaким нeпoддeльным пaфocoм зaщищaвший ycтapeвшиe aкaдeмичecкиe cвятocти"