Мецена́т (значение) — богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.
Происхождение
Слово от имени богатого римского патриция — Гай Цильний Меценат (Gaius Cilnius Maecenas, лат., между 74 и 64 – 8 гг. до н.э.). Меценат был покровителем поэтов того времени. Вергилию он оказал помощь против насилия со стороны одного центуриона и хлопотал о возвращении ему отнятого имения. Поэт рассказывает об этом в «Georgica». Горацию он подарил свое сабинское поместье.
Гораций, Вергилий, Пропорций прославляли его в своих стихах. Марциал (40 – 102 гг.) в одной из своих эпиграмм говорит: "Были бы, Флакк, Меценаты, не будет недостатка в Маронах", то есть в Вергилиях (Vergilius Maro).
Меценат — действующее лицо трагедии "Антоний и Клеопатра" английского драматурга Шекспира Уильяма (1564 – 1616).
В словарях
Мецена́т — Богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию. Спортивные меценаты.
📙 Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.).
Мецена́т (книжн. и ирон.) — Богатый покровитель наук и искусств. (По имени богатого римского патриция эпохи Августа).
📙 Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.).
Примеры
Талеб Нассим Николас
«Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» (2012 г.):
"Немногие философы и мыслители прошлого, хорошо это было или плохо, как правило, зависели от меценатов"
Куприн Александр Иванович (1870 – 1938)
«Гоголь-моголь» (1915 г.):
"Ходил, видите ли, к нам в театр один местный меценат, богатый человек, страстный любитель музыки. Старик. Конечно, дилетант, но с очень тонким слухом и со вкусом."
Шаляпин Фёдор Иванович (1873 – 1938)
Маска и душа: Мои сорок лет на театрах, Часть первая (I. МОЯ РОДИНА, 16), Шаляпин пишет о своем знакомстве с С.И. Мамонтовым:
"Мне было всего 23 года, жизнь я знал мало, и когда меня представили Мамонтову, сказав, что это известный меценат, я не сразу понял, что это такое - меценат?
Мне объяснили: этот миллионер сильно любит искусство, музыку и живопись, артистов и художников. Сам в свободное время сочиняет все что угодно и тратит большие деньги на поощрение искусства, в котором знает толк. Хотя официальной хозяйкой оперы считается как будто г-жа Винтер, настоящий хозяин предприятия С. И. Мамонтов: его деньги, его энергия, его вкус".
Репин Илья Ефимович (1844 – 1930)
«Далекое близкое» (VIII Пepeмeнa), об Иване Крамском:
"Кaбинeт eгo внизy пo внeшнocти нaпoминaл кaбинeт гocyдapcтвeннoгo чeлoвeкa, мeцeнaтa или бaнкиpa"
В своих Письмaх oб иcкуccтвe 1893—1894 Репин пишет о роли меценатства (письмо Шестое):
"У нас наше русское искусство только со времени тринадцати протестантов открыто перешло к самодеятельной жизни в искусстве и только благодаря частной личной инициативе Третьякова имело материальную возможность развиться в нечто значительное, национальное".
"Частный образованный меценат собирает, как, например, Третьяков собирал, только все лучшее, все выдающееся, все живое без всякой тенденции, без всякой партийности, действуя только по любви к искусству".
Коровин Константин Алексеевич (1861 – 1936)
«Константин Коровин вспоминает», Часть 4. Рассказы:
"Меценат"
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889)
"Пошехонская старина" (1888 г.), гл. 16:
"Прорывались в общей массе и молодые люди, но это была уже такая мелкота, что матушка выражалась о них не иначе как: «саврас», «щелкопер», «гол как сокол» и т. д."
"Орел-меценат" (1886 г.)
Державин Гавриил Романович (1743 – 1816)
"На выздоровление Мецената" (1781 г.)