Сибари́т (значение) — человек, склонный к праздности, изнеженный роскошью.
Происхождение
Слово вошло в русский язык из греческого языка, где сибарит (Sybarite) — житель Сибариса (Sybaris — древнегреческий город в южной Италии, жители которого славились любовью к роскоши).
В словарях
Сибари́т (книжн.) — человек, склонный к праздности, изнеженный роскошью.
📙 Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.).
Сибари́т (греч. sybarites, букв. житель гор. Sybaris, древнегреческой колонии в Южной Италии) (книжн. презр.) — изнеженный человек, живущий в роскоши и предающийся праздности и удовольствиям, бездельник. «В беспечности благой живет как сибарит.» Грибоедов.
📙 Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.).
"Сибарит (сибаритка ж.) — роскошный, чувственый или изнеженный человек, который живет для сладкой еды, житейских услад и утех".
"Сибаритствовать, сибаритничать, жить сибаритом, вести сибаритскую жизнь"
"Сибаритство — роскошь, роскошество, чувственая изнеженность, сластолюбие и жизнь для наслаждений плотских".
📙 Толковый словарь Даля (Даль В.И., 1863 – 1866 гг.).
Примеры
Стругацкий Аркадий Натанович (1925 – 1991), Стругацкий Борис Натанович (1933 – 2012)
"Обитаемый остров" (1971 г.), гл. 9:
"Все они хапуги, сибариты, садисты, и все они властолюбцы…"
Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948)
«Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1939 - 1948 гг.):
"Я принадлежу к «кающимся дворянам», хотя одно время усиленно боролся против такой душевной формации. Отец мой потом смеялся над моим социализмом и говорил, что я барин-сибарит более, чем он. В сущности, я стремился не к равенству и не к преобладанию и господству, а к созданию своего особого мира."
Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)
«Цветы запоздалые» (1882 г.), III – об обедневшем князе Егорушке:
"— Может ли порядочный обед быть без вина? — спрашивал он Марусю, пожимая плечами и удивляясь человеческой глупости. — Никифор! Чтоб было вино! Твое дело смотреть за этим! А тебе, Маша, стыдно! Не браться же мне самому за хозяйство! Как вам нравится выводить меня из терпения!
Это был необузданный сибарит!"
Письмо Плещееву А. Н., 3 августа 1889 г. Ялта:
"Совесть загрызла. Немножко стыдно сибаритствовать в то время, когда дома неладно. Уезжая, я оставил дома унылую скуку и страх."
Чернышевский Николай Гаврилович (1828 – 1889)
«Что делать?» (1863 г.), гл. 3, IX:
"Тут есть всякие люди: и сибариты, и аскеты, и суровые, и нежные, и всякие, всякие."
Гончаров Иван Александрович (1812 – 1891)
"Обломов" (1859 г.):
"Есть еще сибариты, которым необходимы такие дополнения в жизни: им скучно без лишнего на свете. Кто подаст куда-то запропастившуюся табакерку или поднимет упавший на пол платок?".
«Фрегат «Паллада»» (1855—1857), ч. 1, гл. 6:
"Некоторые, сидя, клали голову на столик, а цирюльник, обрив, преприлежно начинал поколачивать потом еще по спине, долго и часто, этих сибаритов."
Крылов Иван Андреевич (1769 – 1844)
«Бедный богач» (1828 г.)
"Бедняк мой говорит:
«Червонцев я себе повытаскаю груду;
Так, завтра же богат я буду —
И заживу, как сибарит»".