Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Раскольник

Раско́льник (значение) — 1. Последователь раскола, старообрядец. 2. Человек, который вносит раскол, разлад в какое-нибудь общее дело.

Раскольничество, как течение среди православных христиан, возникло в середине 17 века как протест против реформ патриарха Никона (1605 - 1681).

Знаменитый историк Ключевский Василий Осипович (1841 – 1911) в "Курсе русской истории" описывает образование раскола:

"До патриарха Никона русское церковное общество было единым церковным стадом с единым высшим пастырем; но в нем в разное время и из разных источников возникли и утвердились некоторые местные церковные мнения, обычаи и обряды, отличные от принятых в церкви греческой, от которой Русь приняла христианство. Таковы были двуперстное крестное знамение, образ написания имени Исус, служение литургии на семи, а не на пяти просфорах, хождение посолонь, т.е. по солнцу (от левой руки к правой, обратившись лицом к алтарю), в некоторых священнодействиях, например, при крещении вокруг купели или при венчании вокруг аналоя, особое чтение некоторых мест символа веры ("царствию его несть конца", "и в духа святого, истинного и животворящего"), двоение возгласа аллилуия. Некоторые из этих обрядов и особенностей были признаны русской церковной иерархией на церковном соборе 1551 г. и таким образом получили законодательное утверждение со стороны высшей церковной власти. Со второй половины XVI в., когда в Москве началось книгопечатание, эти обряды и разночтения стали проникать из рукописных богослужебных книг в печатные их издания и через них распространялись по всей России. Таким образом, печатный станок придал новую цену этим местным обрядовым и текстуальным разностям и расширил их употребление. Некоторые из таких разностей внесли в свои издания справщики церковных книг, напечатанных при патриархе Иосифе в 1642-1652 гг. Так как вообще текст русских богослужебных книг был неисправен, то преемник Иосифа патриарх Никон с самого начала своего управления русскою церковью ревностно принялся за устранение этих неисправностей. В 1654 г. он провел на церковном соборе постановление переиздать церковные книги, исправив их по верным текстам, по славянским пергаментным и древним греческим книгам. С православного Востока и из разных углов России в Москву навезли горы древних рукописных книг греческих и церковно-славянских; исправленные по ним новые издания разосланы были по русским церквам с приказанием отобрать и истребить неисправные книги, старопечатные и старописьменные. Ужаснулись православные русские люди, заглянувши в эти новоисправленные книги и не нашедши в них ни двуперстия, ни Исуса, ни других освященных временем обрядов и начертаний: они усмотрели в этих новых изданиях новую веру, по которой не спасались древние святые отцы, и прокляли эти книги, как еретические, продолжая совершать служение и молиться по старым книгам. Московский церковный собор 1666-1667 гг., на котором присутствовали два восточных патриарха, положил на непокорных клятву (анафему) за противление церковной власти и отлучил их от православной церкви, а отлученные перестали признавать отлучившую их иерархию своей церковной властью. С тех пор и раскололось русское церковное общество, и этот раскол продолжается до настоящего времени."

В Третьяковской галерее находится картина Василия Перова. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880—1881. (зал 17). Картина написала по историческим событиям - в 1682 году, 5 июня, в Грановитой палате в Кремле в присутствии царевны Софьи произошел спор о вере, закончившиеся приказанием схватить и казнить Никиту Пустосвята, что и было на следующий день исполнено.

Никита Пустосвят. Спор о вере. Василий Перов. 1880—1881, ГТГ
Никита Пустосвят. Спор о вере. Василий Перов. 1880—1881, ГТГ

В Третьяковской галерее находится картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова», 1887 (зал 28). На картине изображен исторический эпизод, когда сторонницу старообрядчества боярыню Морозову везли на допрос в Москву в 1671 году. Морозова и ее сестра были лишены прав состояния и заточены в монастырское подземелье в Боровском, где они и умерли от голода и холода.

«Боярыня Морозова», Суриков В. 1883, ГТГ
«Боярыня Морозова», Суриков В. 1883, ГТГ

В словарях

Толковый словарь русского языка (1992 г.) Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова:

Раско́льник, -а, муж.

1. Последователь раскола, старообрядец.

2. Человек, который вносит раскол, разлад в какое-нибудь общее дело (неод.).

жен. раскольница, -ы (к 1 знач.).

прил. раскольнический, -ая, -ое и раскольничий, -ья, -ье (к 1 знач.). Раскольническая политика. Раскольничий скит.


Толковый словарь (1935 – 1940 г.) Д. Н. Ушакова:

Раско́льник, раскольника, муж.

1. Член одной из сект, принадлежащих к расколу (в 3 знач.), старообрядец (церк.). «В стрелецкой слободе объявилось шесть человек раскольников - начетчики, высохшие, как кость, непоколебимые мужики.» А.Н.Толстой.

2. перен. Человек, создающий раскол в какой-нибудь организации, способствующий ему (полит. неод.).