Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Непротивление злу насилием.

Непротивление злу насилием (значение) — преодоление зла посредством покорного и пассивного его приятия (в религиозно-философском учении писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910)).

Суть своего учения русский писатель Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910) изложил в работах «Исповедь» (1879 – 1882), «В чем моя вера?» (1884 г.).

Последователей учения Льва Толстого называют «непротивленецами».

Мысль о "непротивлении злу насилием" из «Библии» из нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матвея, глава 5):

"Мф.5:38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

Мф.5:39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

Мф.5:40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

Мф.5:41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два."

Апостол Петр в главе 3 1-го Соборного послания развивает эту мысль:

1Пет.3:8 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;

1Пет.3:9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.

1Пет.3:10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;

1Пет.3:11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,

1Пет.3:12 потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли).

1Пет.3:13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?

В словарях

Непротивле́ние — Отказ от активной борьбы со злом, противопоставление ему покорности, пассивности, смирения. Непротивление злу.

📙 Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.).


Непротивление злу насилием — в религиозно-философском учении Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910): преодоление зла посредством покорного и пассивного его приятия.

📙 Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.), "Непротивление".

Примеры

Зощенко Михаил Михайлович (1895 – 1958)

"Возвращенная молодость" (1933 г.):

"Толстой был слишком умен, чтобы видеть всех людей похожими на себя, и вряд ли он мог думать, что его философская система, его система непротивленчества и пассивная покорность пригодны для всех, и даже здоровых, стойких, энергичных людей."

Шаляпин Фёдор Иванович (1873 – 1938)

«Маска и душа: Мои сорок лет на театрах» (1932 г.) (I. КАНУНЫ, часть вторая), 46:

"Другие же, наоборот, говорили, что сила физическая беспомощна, что народ будет по-настоящему силен только тогда, когда возвысится дух его, когда он поймет, что противление злу - от лукавого, что надо подставить другую щеку, когда получишь удар в одну..."

Рейфилд Дональд (рожд. 1942 г.)

"Жизнь Антона Чехова" (перевод О. Макаровой) - про произведение "Моя жизнь" Чехова Антона Павловича (1860 – 1904):

"Известные Толстовские идеи - непротивление злу насилием, опрощение - Чехов испытывает на собственном герое, причем, так сказать, при максимальном напряжении".

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)

«Три притчи» (1895 г.) – писатель в форме притчи говорит об искаженном понимании его учения о "непротивлении злу насилием" (притча 1):

"То же самое случилось со мной, когда я указал на предписание евангельского учения о непротивлении злу насилием. Правило это было проповедано Христом и после него во все времена и всеми его истинными учениками. Но потому ли, что они не заметили этого правила, или потому, что они не поняли его, или потому, что исполнение этого правила показалось им слишком трудным,— чем дальше проходило времени, тем более забывалось это правило, тем более и более удалялся склад жизни людей от этого правила, и наконец дошло дело до того, до чего дошло теперь,— до того, что правило это уже стало казаться людям чем-то новым, неслыханным, странным и даже безумным. И со мною случилось то же самое, что случилось с тем человеком, который указал людям на давнишнее предписание доброго и мудрого хозяина о том, что сорную траву не надо косить, а надо вырывать с корнем.

Как владельцы луга, умышленно умолчав о том, что совет состоял не в том, чтобы не уничтожать дурную траву, а в том, чтобы уничтожать ее разумным образом, сказали: не будем слушать этого человека — он безумец, он велит не косить дурных трав, а велит разводить их,— так и на мои слова о том, что, для того чтобы по учению Христа уничтожить зло, надо не противиться ему насилием, а с корнем уничтожать его любовью, сказали: не будем слушать его, он безумец: он советует не противиться злу, для того чтобы зло задавило нас.

Я говорил, что по учению Христа зло не может быть искоренено злом, что всякое противление злу насилием только увеличивает зло, что по учению Христа зло искореняется добром: «благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас, творите добро ненавидящим вас, любите врагов ваших, и не будет у вас врага»[ 1 ]. Я говорил, что по учению Христа вся жизнь человека есть борьба со злом, противление злу разумом и любовью, но что из всех средств противления злу Христос исключает одно неразумное средство противления злу насилием, состоящее в том, чтобы бороться со злом злом же.

И эти слова мои были поняты так, что я говорю, будто Христос учил тому, что не надо противиться злу. И все те, чья жизнь построена на насилии и кому поэтому дорого насилие, охотно приняли такое перетолкование моих слов и вместе с ним и слов Христа, и было признано, что учение о непротивлении злу есть учение неверное, нелепое, безбожное и зловредное. И люди спокойно продолжают под видом уничтожения зла производить и увеличивать его."


1) Учение XII апостолов. (Прим. Л. Н. Толстого.)

"Круг чтения"

(ГАРРИСОН И ЕГО «ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ» (Недельное чтение)):

"Гаррисон как человек просвещенный светом христианства, начав с практической цели — борьбы с рабством, — очень скоро понял, что причина рабства не случайное, временное завладение южанами несколькими миллионами негров, но давнишнее и всеобщее, противное христианскому учению признание права насилия одних людей над другими. Поводом к признанию этого права всегда было то зло, которое люди считали возможным искоренить или уменьшить грубой силой, т. е. злом же. И, поняв это, Гаррисон выставил против рабства не страдания рабов, не жестокости владельцев, не гражданскую равноправность людей, а вечный христианский закон непротивления злу насилием, non resistance."

"Хотят или не хотят этого люди, только во имя этого принципа могут освободиться люди от порабощения и угнетения друг друга. Хотят или не хотят этого люди, принцип этот лежит в основе всех совершившихся и имеющих совершиться истинных усовершенствований в жизни людей. Людям кажется, что приложение принципа непротивления к жизни во всей его полноте сразу уничтожает все столь дорого стоившее или с таким трудом установленное устройство этой жизни; но люди забывают, что принцип непротивления не есть принцип насилия, а — согласия и любви, и потому не может быть сделан обязательным для людей. Принцип этот может только быть свободно принят. И в той мере, в которой он свободно принимается людьми и прилагается к жизни, только в той мере и совершается истинный прогресс в жизни людей."

«Три дня в деревне» (1909 г.), День первый:

"Я часто получаю письма от этого разряда людей, преимущественно ссыльных. Они знают, что я что-то такое писал о том, что не надо противиться злу насилием, и большею частью, хоть и безграмотно, но с большим жаром возражают мне, говоря, что на все то, что делают с народом власти и богатые, можно и нужно отвечать только одним: мстить, мстить и мстить."

С противоположным значением

Око за око, зуб за зуб


Дополнительно

Произведения Толстого Л. Н.

Толстой Лев Николаевич

НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ (НЕДЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ 11-17 марта). Круг чтения (Лев Толстой)