Око за око, зуб за зуб (значение фразеологизма) — об отплате за причиненное зло той же мерой.
Происхождение
"Око за око, зуб за зуб" — принцип мести, который широко применялся в древности. На основании этого принципа появился обычай кровной мести.
Противоположный принцип — непротивление злу насилием, проповедуется христианской религией.
Со временем, государство стало бороться с принципом "око за око, зуб за зуб", так как он вел к самоуправству.
В словарях
Око за око, зуб за зуб — о тех, кто мстит, ничего не забывая, не прощая.
📙 Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.), "Око".
Око за око, зуб за зуб — пословица.
📙 Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.), "Око".
В Библии
Выражение неоднократно упоминается в Библии: Книга Исход (глава 21, строка 24), Левит (глава 24, строка 20), Второзаконие (глава 19, строка 21), Евангелие от Матфея (глава 5, строки 38 – 41).
Книга Исход, Глава 21, строка 24
"22. Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках;
23. а если будет вред, то отдай душу за душу,
24. глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,
25. обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб."
Третья книга Моисеева. Левит, глава 24:
"Лев.24:19 Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал:
Лев.24:20 перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать.
Лев.24:21 Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти.
Лев.24:22 Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш."
Пятая книга Моисеева. Второзаконие, глава 19
"Втор.19:16 Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении,
Втор.19:17 то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни;
Втор.19:18 судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего,
Втор.19:19 то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды себя;
Втор.19:20 и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя;
Втор.19:21 да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.]"
Евангелие от Матфея, глава 5:
38. Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб».
39. А Я говорю вам: не противься злому.
40. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Примеры
Куприн Александр Иванович (1870 – 1938)
«Первый встречный» (1897 г.):
""Око за око, зуб за зуб" — она хотела отплатить тою же монетой, какой получила оскорбление, но — в более полной, в более ужасной мере."
Кони Анатолий Федорович (1844 – 1927)
«Воспоминания о деле Веры Засулич», Собрание сочинений в восьми томах, Том 2 (Издательство "Юридическая литература", Москва, 1966 г.) - про телесное наказание политического заключенного Боголюбова Треповым:
"С этого момента идея «борьбы» затемняется идеею «мщения», и оскорбляемая уже не одним произволом, но доведенная до отчаяния прямым и грубым насилием, эта молодежь пишет на своем знамени «око за око...»".
Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)
Письмо Эртелю А. И., 15 октября 1894 г. Москва:
"Многоуважаемый Александр Иванович!
Вы называете меня многоуважаемым, так пускай будет око за око."
Письмо Лазареву (Грузинскому) А. С., 18 февраля 1892 г. Москва:
"Когда Вам понадобятся деньги, обратитесь ко мне, и я тоже буду хлопотать — зуб за зуб."
Письмо Н. А. ЛЕЙКИНУ 15 ноября 1887 г. Москва:
"Далее Вы пишете: "бросьте Вы к чёртовой матери Вашу пьесу"... Око за око: бросьте Вы к ядреной Ваше кредитное общество!"
Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)
(16 ЯНВАРЯ (Устройство жизни)):
"Рабочие и капиталисты, для того чтобы улучшить свои отношения, должны оставить древний Моисеев закон «око за око и зуб за зуб» и провести в жизнь закон любви — поступать с другими так, как желаешь, чтобы другие поступали с тобой. Люси Малори"
(ГАРРИСОН И ЕГО «ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ» (Недельное чтение)):
"Мы верим в то, что уголовный закон Ветхого Завета: око за око, зуб за зуб, отменен Иисусом Христом и что по Новому Завету всем его последователям проповедуется прощение врагам вместо мщения, во всех случаях без исключения. Вымогать же насилием деньги, запирать в тюрьму, ссылать или казнить, очевидно, не есть прощение обид, а мщение."
Андерсен Ханс Кристиан (1805 – 1875)
«В день кончины» (1852 г.), в переводе Ганзен Анны Васильевны (1869 – 1942):
— Я строго выполнял все заповеди Божии! Я смирялся перед очами света, ненавидел и преследовал зло и злых, что идут широким путём к вечному осуждению, и готов преследовать их огнём и мечом и теперь, насколько это будет в моей власти.
— Так ты из последователей Магомета? — спросил ангел.
— Я? Никогда!
— Взявшиеся за меч — от меча и погибнут, — говорит Сын Божий; ты не его веры. Может быть, ты сын Израиля, повторяющий за Моисеем: око за око, зуб за зуб? Ты сын Израиля, и суровый Бог твой есть только Бог отцов твоих?