Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.

Слова из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца, монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (XI – начало XII в.):

"Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; да и пойдите княжить и володеть нами".

Согласно Нестору, с такими словами в 862 году славянские послы обратились к варягам из племени Русь.

Нестор Летописец, автор «Повести временных лет»
Нестор Летописец, автор «Повести временных лет», скульптура работы М. Антокольского, 1890 г.

Скульптура работы М. Антокольского, 1890 г.

Русский историк Владимир Соловьев в работе «История России с древнейших времен» (т. 1, гл. 4) писал, что до этого обращения варяги уже правили славянами, но были изгнаны. После изгнания варягов славянские племена сами стали управлять своими землями, но «владели дурно, не могли установить внутреннего порядка: не было между ними правды, продолжает летописец, встал род на род, начались усобицы. В таких обстоятельствах племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». Тогда они обратились к варягам племени Руси с просьбой вернуться: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами».

Тогда и пришли три брата — Рюрик, Синеус и Трувор править славянами и, через некоторое время, эта земля стала именоваться Русью.

Слова из летописи Нестора "Вся земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет" русский писатель Толстой Алексей Константинович (1817 – 1875) выбрал как эпиграф к своей сатирической поэме «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868 г.).

Этот эпизод русской истории историк Карамзин Николай Михайлович описывает так ("История государства Российского (в 12 томах)" (1803 – 1826 гг.), гл. 4:):

"Нестор пишет, что Славяне Новогородские, Кривичи, Весь и Чудь отправили Посольство за море, к Варягам-Руси, сказать им: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами. Слова простые, краткие и сильные! Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Окруженные многочисленною Скандинавскою дружиною, готовою утвердить мечем права избранных Государей, сии честолюбивые братья навсегда оставили отечество. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро в область Финского народа Веси, а Трувор в Изборск, город Кривичей. Смоленск, населенный также Кривичами, и самый Полоцк оставались еще независимыми и не имели участия в призвании Варягов. Следственно, держава трех владетелей, соединенных узами родства и взаимной пользы, от Белаозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки древнего Изборска. Сия часть нынешней С. Петербургской, Эстляндской, Новогородской и Псковской Губерний была названа тогда Русью, но имени Князей Варяго-Русских. Более не знаем никаких достоверных подробностей; не знаем, благословил ли народ перемену своих гражданских уставов?"

✍ Примеры

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)

«Исповедь, или Оля, Женя, Зоя» (1882 г.):

"Земля велика и обильна, но писателю жить в ней негде. Писатель — это вечный сирота, изгнанник, козел отпущения, беззащитное дитя..."

Письмо Чехову Ал. П., 28 августа 1888 г. Сумы:

"... тебе же, солидному и грамотному человеку, можно заняться чем-нибудь более солидным и достойным; «Новое время» велико и обильно, но порядка в нем нет; если грамотные сотрудники будут бегать по пожарам да читать корректуры, то кто же займется порядками?"

С близким значением

Мы растем, но не созреваем, мы подвигаемся вперед по кривой, т.е. по линии, не приводящей к цели.

Цитата из «Философические письма» (1828 – 1830), письмо первое, русского философа Чаадаева Петра Яковлевича (1794 – 1856).

Проклятая земля, где не умеют ни составить заговора, ни судить, ни вешать!

Слова, произнесенные во время своей казни, одним из пяти декабристов, казненных 13 (25) июля 1826 года. Считается, что эти слова произнес либо Рылеев Кондратий Фёдорович (1795 – 1826), либо Сергей Муравьев-Апостол.

Таков беспорядок, зверство, своеволие и разврат русского суда и русской полиции, что простой человек, попавшийся под суд, боится не наказания по суду, а судопроизводства

Цитата из мемуаров «Былое и думы» (1868 г.) русского философа Герцена Александра Ивановича (1812 – 1870).


😎 Дополнительно

Земля у нас богата, порядка в ней лишь нет

«История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868 г.) Толстой Алексей Константинович