Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Праздность — мать всех пороков.

Праздность — мать всех пороков (значение) — праздность и безделье — основа для всех остальных пороков человека (русская пословица).

Пословица указана в книге «Пословицы русского народа» (1853 г.) В.И. Даля (раздел "Работа – Праздность"):

Праздность — мать пороков (переводная)

Эта старинная пословица известна с античности:

Праздность рождает пороки

Otia dant vitia (лат.)

(Оциа дант вициа)

Лень

✍ Примеры

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)

Письмо Баранцевичу К. С., 14 апреля 1888 г. Москва:

"А Вы непременно приезжайте в Сумы. Дайте себе слово не лениться дорогой, и Вы обязательно заедете. Обыкновенно заезжать к кому-нибудь по пути — ух, как не хочется! Но Вы поборите леность — матерь всех пороков — и заставьте себя заехать. Вы редко ездили и не знаете, что за штука дорожная лень. Бывало, дашь кому-нибудь слово побывать у него, поклянешься, но вот подъехал к станции... ночь, душно, лень... махнешь рукой и поедешь дальше."

Андерсен Ханс Кристиан (1805 – 1875)

«Философский камень» (1858 г.), в переводе Ганзен Анны Васильевны (1869 – 1942):

"— Суета сует! Да, пора мне сойти вниз, помешать в котле жизни да отведать, каково на вкус его содержимое! — сказал он. — Но я ещё посижу тут немножко: ветер так чудесно щекочет мне спину; очень приятно! Я посижу здесь, пока ветер дует с той стороны. Надо же мне отдохнуть немножко. Хорошо подольше понежиться утром в постели, когда предстоит трудный день, говорят ленивцы, а леность — мать пороков, но ведь наша семья не заражена никакими пороками, говорю я, и то же скажет о своей семье любой прохожий! Я посижу тут, только пока ветер дует с той стороны — он мне по вкусу!"

Крылов Иван Андреевич (1769 – 1844)

«Почта духов» (1789 – 1790 гг.), глава "Письмо XXIX. От сильфа Дальновида к волшебнику Маликульмульку":

"Праздность, будучи матерью всех пороков, рождает также невежество и высокомерие: сии три порока обыкновенно бывают вместе, и непременно один влечет за собою другой. Человек, удаляющийся от всякого упражнения и убегающий труда, мыслит о себе с надменностию, что он довольно уже во всем знающ; его самолюбие и тщеславие, соединяясь с ленностию и беспечием, заставляют его с презрением отвергать всякую науку, которая для изучения требовала бы какого-либо труда: следственно, ежели кто с юных лет предается обманчивым прелестям праздной жизни, тому никак будет невозможно впредь исправить потерянное время; во-первых, потому, что оно никогда назад не возвращается; а, во-вторых, потому, что полученные злые привычки тогда уже истреблены быть не могут."