Бердяев Николай Александрович

Бердяев Николай Александрович — русский религиозный и политический философ. Взгляды Бердяева можно отнести к экзистенциализму.

Годы жизни: 1874 – 1948.

Памятные даты:

🎂18 марта (6 марта по ст. ст.) — день рождения. Бердяев родился в 1874 году в Киеве.

23 марта — день памяти (смерти). Бердяев умер в 1948 году в городе Кламар под Парижем. Похоронен на кладбище Буа-Тардьё коммуны Кламар департамента О-де-Сен.

Бердяев Н.А.
Бердяев Н.А.

Бердяев родился в дворянской семье. Он сам признавался, что его семья не просто дворянская, а аристократическая ("Самопознание"). Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был офицером-кавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления киевского земельного банка. Мать Бердяева - Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой.

Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. Несмотря на явно военное образование, Бердяеву была чужда военная жизнь. Он с детства стремился к свободе и философии. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. «Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии». Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год на юридический.

В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках Бердяев был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 году в марксистском журнале "Neue Zeit", напечатана его первая статья "Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму".

В 1913 году Бердяев написал антиклерикальную статью, в защиту афонских монахов. За это он был приговорен к депортации в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведению приговора в исполнение. До высылки Бердяева из СССР в 1922 г. он написал множество статей и несколько книг. По его словам, по-настоящему ценил Бердяев лишь две — «Смысл творчества» и «Смысл истории». Бердяев участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве.

После революции 1917 года Бердяев основал «Вольную академию духовной культуры», которая просуществовала 3 года (1919—1922). Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. «Первый раз я был арестован в 1920 году в связи с делом так называемого Тактического центра, к которому никакого прямого отношения не имел. Но было арестовано много моих хороших знакомых. В результате был большой процесс, но я к нему привлечен не был». Во второй раз Бердяева арестовали в 1922 году. «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян. После этого я был освобожден. Но прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу».

После отъезда на так называемом «философском пароходе» Бердяев жил сначала в Берлине, где познакомился с несколькими немецкими философами: Максом Шелером, Кайзерлингом, Шпенглером. В 1924 он переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем, Бердяев и жил до самой смерти. Принимал самое активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), являлся одним из его главных идеологов. Он много писал и печатался, с 1925 по 1940 гг. был редактором журнала «Путь», активно участвовал в европейском философском процессе, поддерживая отношения с такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт и др. "В последние годы произошло небольшое изменение в нашем материальном положении, я получил наследство, хотя и скромное, и стал владельцем павильона с садом в Кламаре. В первый раз в жизни, уже в изгнании, я имел собственность и жил в собственном доме, хотя и продолжал нуждаться, всегда не хватало».

В Кламаре раз в неделю устраивались «воскресенья» с чаепитиями, на которые собирались друзья и почитатели Бердяева, происходили беседы и обсуждения разнообразных вопросов и где «можно было говорить обо всём, высказывать мнения самые противоположные». Среди опубликованных в эмиграции книг Н. А. Бердяева следует назвать «Новое средневековье» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Посмертно были опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1951) и др.

Книга «Самопознание. Опыт философской автобиографии»была написана Беряевым за восемь лет до смерти. Черновик ее под названием «Философская автобиография» писался в 1939 - 1940 г. в Кламаре и Пиле. Работа над рукописью продолжалась фактически до последних лет жизни философа. Книга вышла уже после смерти Бердяева. Первое издание книги осуществлено в парижском издательстве YMCA-Press в 1949 г.

Цитаты

В ревности есть инстинкт собственности и господства, но в состоянии унижения

Цитата из сочинения «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1939 – 1948 гг.) философа Бердяева Николая Александровича (1874 – 1948).


В свободе скрыта тайна мира

Цитата из сочинения «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1939 – 1948 гг.) философа Бердяева Николая Александровича (1874 – 1948).


Настоящая любовь — редкий цветок

Цитата из сочинения «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1939 – 1948 гг.) философа Бердяева Николая Александровича (1874 – 1948).


👥 Ещё цитаты Бердяева →

Дополнительно

Произведения Бердяева Н.А.

Внешние ссылки

Бердяев, Николай Александрович (wikipedia.org)