⛳ Цветной бульвар, дом 13 (Москва).
🚇 м. Цветной бульвар, м. Трубная.
Один из старейших стационарных цирков в России и первый в Москве.
Цирк рассчитан на 2000 зрителей.
Московский цирк был открыт 20 октября 1880 года Альбертом Саламонским. Здание было построено архитектором Августом Вебером.
Перед цирком, на бульваре расположен сквер, с фигурами клоунов.
В 1919 году цирк был национализирован и стал первым государственным советским цирком. В цирке работали знаменитые клоуны Дмитрий Альперов, Карандаш, Борис Вяткин, Леонид Куксо, Олег Попов, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, Леонид Енгибаров, Анатолий Евгеньевич Латышев (Антон и Антошка).
С 1982 по 1997 годы генеральным директором и художественным руководителем цирка был знаменитый артист Никулин Юрий Владимирович (1921 – 1997).
В 2000 году перед зданием цирка установлен памятник Юрию Никулину (проект скульптора Ю. Рукавишникова).
Юрий Никулин поступил в цирк на Цветном бульваре в 1946 года. Он сам так описывает это решение в своей книге «Почти серьезно» (1976 г.):
"Обычно мы с отцом покупали газету «Вечерняя Москва» в киоске на Елоховской площади. Где-то в середине сентября 1946 года мы купили газету и на четвертой странице прочли объявление о наборе в студию клоунады при Московском ордена Ленина государственном цирке на Цветном бульваре. Возникла идея: а что, если попробовать? На семейном совете долго обсуждали: стоит или не стоит поступать в студию?
Мама склонялась к театру, считая, что рано или поздно, но мне повезет.
— Все-таки театр благороднее, — говорила она.
Отец придерживался другого мнения.
— Пусть Юра рискнет, — настаивал он. — В цирке экспериментировать можно. Работы — непочатый край. Если он найдет себя — выдвинется. А в театре? Там слишком много традиций, все известно, полная зависимость от режиссера. В цирке многое определяет сам артист.
И я решил поступать в студию цирка".
В этой же книге Никулин описывает, как он с товарищем репетировал на улице сцену с жуликами:
"Пешком с улицы Мархлевского пошли вниз по бульварам к цирку. Кто-то из нас вспомнил рассказ о Тарханове, который иногда, поднимаясь по лестнице к себе домой, любил делать различные актерские этюды.
— А давай мы с тобой сделаем этюд, будто бы мы жулики, — предложил Борис.
Кто такой жулик? Жулик должен нести ворованные вещи. Он должен идти крадучись и испуганно оглядываться.
Среди бела дня две фигуры: один — тощий, длинный (это я), другой — пониже и поплотнее (это Борис) — свернули с Трубной площади к Цветному бульвару. Проходя мимо милиционера, мы специально задержали шаг, а когда отошли немножко, то, изображая испуг, обернулись.
Увидев, что милиционер нас заметил, мы замедлили шаг и почти на цыпочках, ужасно переигрывая, продолжали идти с пакетами. Краем глаза мы заметили, что милиционер нами заинтересовался. Отошли на некоторое расстояние от него и услышали короткий свисток. Тогда мы пошли быстрее.
Услышали продолжительный, пронзительный свисток. Мы ускорили шаг, а милиционер за нами. Догнал нас и говорит:
— Стойте! Ваши документы!
Мы начали шарить по карманам, а Борис сказал:
— Мы документы в бане забыли.
— Ага, так, понятно, — сказал милиционер и сразу взял нас крепко за руки.
Вокруг собрался народ.
— Да мы из цирка.
— Из какого цирка? — спросил милиционер.
— Из Московского.
Вид у нас непрезентабельный. Оба в старых солдатских шинелях. Романов говорит:
— Да мы костюмы получали. У нас и документы есть.
— Какие документы?
Мы вытащили накладные без печати с неразборчивой подписью, что выдали нам при получении костюмов.
— А как вы докажете, что вы из цирка? — допытывался милиционер.
— У нас пропуска есть, — сказал я.
И мы вытащили свои удостоверения. Милиционер придирчиво рассмотрел их и, вернув с неохотой, спросил:
— А что вы в цирке делаете?
— Учимся, — честно сказали мы.
— Ну ладно, идите.
Подходим к цирку, оглядываемся и видим: милиционер продолжает за нами следить, ждет — войдем мы или нет".