Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Гостиница «Метрополь» (Москва)

Театральный проезд, дом 1/4 (Москва).

🚇 м. Театральная.

🌎 https://metropol-moscow.ru

+7 (495) 545 53 00 (отдел бронирования)

Гостиница уровня 5 звезд в центре Москвы. От гостиницы 3 минуты хотьбы до Красной площади.

Здание гостиницы выстроено по заказу известного российского предпринимателя Мамонтова Саввы Ивановича (1841 – 1918) в 1905 году.

Здание украшено майоликовыми панно, в том числе знаменитым «Принцесса Грёза» в стиле модерн, выполненое художником Врубелем Михаилом Александровичем (1856 – 1910) в 1896 году. Оригинал панно находится в Третьяковке (Лаврушинский переулок, 10, зал 33). Принцесса Грёза находится в верхней части здания, со стороны Театрального проезда.

Принцесса Греза
Принцесса Греза. Гостиница Метрополь (Москва)

В здании гостиницы располагается престижный ресторан "Метрополь". Над облицовкой стен работал замечательный мастер начала ХХ века Георгий Лист. Он же автор изготовленных из зелёного змеевика-серпентина двух собак, которые располагаются при входе в ресторан.

Гостиница Метрополь
Гостиница Метрополь (Москва)
Гостиница Метрополь (Москва)
Гостиница Метрополь (Москва)
Гостиница Метрополь (Москва)

Недалеко от гостиницы находятся остатки старинной Китайгородской стены.

Остатки Китайгородской стены
Остатки Китайгородской стены (Москва)

Историческая справка

В конце 19 века известный коммерсант и меценат Мамонтов Савва Иванович (1841 – 1918) решил построить на этом месте грандиозный культурный центр, в котором разместились бы крупнейший в Европе театр, выставочные залы, каток, зимний сад. Гостиница была всего-навсего маленькой частью задуманного.

К работе над проектом Мамонтов привлек талантливых архитекторов и художников – В. Валькотта, Л. Кекушева, М. Врубеля.

Участок, на котором предполагалось вести строительство, занимало здание популярных Челышевских бань или просто «Челышей», которые неоднократно упоминаются в знаменитой книге В. Гиляровского «Москва и москвичи». Санкт-Петербургское общество страхований (создателем которого был Савва Мамонтов), получило права на перестройку старого здания. Работы по строительству здания в стиле модерн начались в 1898 году и продолжались почти семь лет.

Первоначальному замыслу Мамонтова не суждено было сбыться. В самом начале строительства меценат был обвинен в финансовых нарушениях и арестован. Суд оправдал его, но он разорился и больше не мог принимать участие в проекте.

Новые инвесторы отказались от идей Мамонтова и решили строить только гостиницу высшего разряда. В 1901 году здание гостиницы было уже почти готово, когда в нем вспыхнул пожар, уничтоживший почти все интерьеры. Гостиница открылась только в 1905 году.

Москвичи окрестили новую гостиницу «Вавилонской башней», так как здание было причудливо украшено - башенки, барельефы, стеклянные купола, ажурные решетки, майоликовые панно. Самое знаменитое панно - «Принцесса Грёза» в стиле модерн, выполненое Михаилом Врубелем в 1896 году. Оригинал панно находится в Третьяковке (Лаврушинский переулок, 10, зал 33). Принцесса Грёза находится в верхней части здания, со стороны Театрального проезда. Среди майоликовых панно на здании представлены также «Поклонение Божеству», «Поклонение Природе», «Жизнь» и другие, исполненные по сюжетам Александра Яковлевича Головина.

Есть сведения, что раньше здание опоясывала выполненная из майолики цитата из Ф. Ницше: "Опять старая истина: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему"[ 1 ].

«Метрополь» был оснащен самым современным в те годы оборудованием – лифты, телефоны, холодильные установки, вентиляция. Из 400 номеров, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых. В здании гостиницы размещались три ресторана, которые очень скоро обрели большую популярность и у москвичей, и у состоятельных приезжих. В ресторанах «Метрополя» бывали Брюсов, Рахманинов, Комиссаржевская, неоднократно выступал Ф. Шаляпин.

В 1906 году в гостинице был открыт первый в Москве двухзальный кинотеатр "Театр Модерн".

Здание гостиницы было активным участником революционных событий 1917 года. Гостиница стала одним из опорных пунктов контрреволюционного сопротивления. Отряды юнкеров, занявшие «Метрополь», шесть дней отбивали атаки красногвардейцев и отступили только после артобстрела.

В 1918 в здании разместился второй Дом Советов (здесь находились правительственные учреждения, жили партийные и государственные деятели). До 1919 в здании проходили заседания ВЦИК. Центральный ресторан «Метрополя» стал залом заседаний, где выступали Ленин, Троцкий, Свердлов. В номерах бывшей гостиницы жили и работали многие известные большевики – Бухарин, Чичерин, Антонов-Овсеенко. На втором этаже «Метрополя» располагалась приемная Свердлова, в номерах разместились народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, народного хозяйства.

С конца 20-х годов здание снова стало гостиницей. В разное время здесь проживали многие именитые иностранцы – Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Марлен Дитрих, Мао Цзе-дун.

К концу 20 века здание «Метрополя» значительно обветшало. В 1986 году начались комплексные работы по реставрации и переоборудованию гостиницы. Восстановлением фасадов и интерьеров, а также переоборудованием номеров занимались финские строители, антикварную мебель реставрировали в Эрмитаже. Специалисты из Австрии провели работы по укреплению фундаментов гостиницы, построенной в довольно сложном месте – на берегу бывшей реки Неглинка. В ходе реконструкции был построен новый главный вестибюль, заменены лифты, осуществлена компьютеризация гостиницы. Обновленный «Метрополь» открылся 5 декабря 1991 года, и международная комиссия присвоила гостинице – первой в России – статус «пять звезд».


Примечания

1) «100 великих достопримечательностей Москвы» (2012 г.), Мясников А.Л. (1953 г.р.)

В литературе

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891 – 1940)

"Мастер и Маргарита":

Разговор при встрече Воланда с Берлиозом и поэтом Бездомным на Патриарших:

"- А где же ваши вещи, профессор? - вкрадчиво спрашивал Берлиоз, - в "Метрополе"? Вы где остановились?

- Я? Нигде, - ответил полоумный немец, тоскливо и дико блуждая зеленым глазом по Патриаршим прудам.

- Как? А... где же вы будете жить?

- В вашей квартире, - вдруг развязно ответил сумасшедший и подмигнул.

- Я... я очень рад, - забормотал Берлиоз, - но, право, у меня вам будет неудобно... А в "Метрополе" чудесные номера, это первоклассная гостиница..."

Иван Бездомный, находясь в психиатрической больнице:

"- Ишь ты! Как в "Метрополе"!

- О нет, - с гордостью ответила женщина, - гораздо лучше. Такого оборудования нет нигде и за границей. Ученые и врачи специально приезжают осматривать нашу клинику. У нас каждый день интуристы бывают."

"Припомнилось даже, как нанимали этот таксомотор у "Метрополя", был еще при этом какой-то актер не актер..."

"Никанор Иванович в некотором недоумении возразил, что, мол, иностранцам полагается жить в "Метрополе", а вовсе не на частных квартирах..."

Джаарбекова Светлана Ашатовна (1940 – 2022)

«Необычная судьба» (2005 г.) – главные герои книги Клавдия Рыбина и Ашот Джаарбеков приехали в Москву из Ирана (в 1934 году) и рассуждают, где им остановиться (книга II, часть I, II:

"На краю дороги стояла машина. Ашот спросил водителя:

– В каком отеле можно остановиться и оплатить номер не рублями, а валютой?

– В гостинице "Метрополь" – это центр.

– Прекрасное место! – воскликнула Клавдия. – Там все рядом – Большой театр, Красная площадь!"

Паустовский Константин Георгиевич (1892 – 1968)

«Повесть о жизни» (Начало неведомого века) (1956 г.):

"На фасаде гостиницы "Метрополь" под самой крышей была выложена из изразцов картина "Принцесса Греза" по рисунку художника Врубеля. Изразцы были сильно побиты и исцарапаны пулями.

В "Метрополе" заседал Центральный Исполнительный Комитет - ЦИК парламент того времени.

Заседал он в бывшем зале ресторана, где посередине серел высохший цементный фонтан. Налево от фонтана и в центре (если смотреть с трибуны) сидели большевики и левые эсеры, а направо - немногочисленные, но шумные меньшевики, эсеры и интернационалисты.

Я часто бывал на заседаниях ЦИКа. Я любил приходить задолго до начала заседания, садился в нише невдалеке от трибуны и читал. Мне нравился сумрак зала, его гулкая пустота, две-три лампочки в хрустальных чашечках, одиноко горевшие в разных углах, даже тот гостиничный запах пыльных ковров, что никогда не выветривался из "Метрополя"."

Коровин Константин Алексеевич (1861 – 1936)

«Константин Коровин вспоминает», Часть 2. Воспоминания о современниках., Шаляпин. Встречи и совместная жизнь: "Наступил 1905-й год. Была всеобщая забастовка.

В ресторане «Метрополь» в Москве Шаляпин пел «Дубинушку». Появились красные знамена. Улицы были не освещены, электричество не горело. Все сидели по домам. Никто ничего не делал и никто не знал, что будет."

«Константин Коровин вспоминает», Часть 4. Рассказы, "В старой Москве", рассказ "М.А. Морозов":

"Как-то в Москве, работая декорации в мастерской Большого императорского театра, в час дня пошел я через Театральную площадь в «Метрополь» завтракать.

Сел за маленький столик. Невдалеке от себя увидел сидящих за большим столом — он назывался «морозовским» — разных москвичей.

Видно было, что там хорошо выпили, — стояла водка в хрустальных графинах, жареный поросенок, гусь."