Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Театр (цитаты)

Театр, Актеры, Режиссеры — цитаты, крылатые фразы и афоризмы.

А

А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?

Цитата из кинофильма «Берегись автомобиля» (1966 г.), снятого режиссером Эльдаром Рязановым (1927 – 2015) по сценарию, написанному в соавторстве с Эмилем Вениаминовичем Брагинским (1921 – 1998).

Автор постановке мешает, стесняет актеров и в большинстве случаев делает только глупые указания

Слова из Письма Н. А. Лейкину 4 ноября 1887 г. русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет издателю Лейкину Николаю Александровичу (1841 – 1906) об участии драматургов в постановке своих пьес.

Актер — это еще и профессия

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004).

Актеру нужно давать максимальную возможность самовыявления в том случае, если это самовыявление направлено на ту же цель, которую вы ставите в своей работе

Слова советского актера и режиссера Таирова Александра Яковлевича (1885 – 1950).

Актеру хочется зрителю понравиться — естественное желание, но если он для этого нажмет на все педали, будет стараться во что бы то ни стало вызвать реакцию зала, — считайте, делу конец

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004).

Актеры никогда не наблюдают обыкновенных людей. Они не знают ни помещиков, ни купцов, ни попов, ни чиновников. Зато они могут отлично изображать маркеров, содержанок, испитых шулеров, вообще всех тех индивидуев, которых они случайно наблюдают, шатаясь по трактирам и холостым компаниям.

Слова из Письма Суворину А. С., 25 ноября 1889 г. Москва писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет издателю Суворину Алексею Сергеевичу (1834 – 1912), о театральных постановках.

Актрисы — пагуба наших сыновей

Цитата из "Лексикон прописных истин" (перевод Т. Ириновой) французского писателя Гюстава Флобера (1821 – 1880).

Актрисы — это коровы, воображающие себя богинями.

Слова из Письма Суворину А. С., 17 декабря 1888 г. Москва писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет издателю Суворину Алексею Сергеевичу (1834 – 1912) о постановке пьесы А. С. Суворина «Татьяна Репина» в Малом театре.

Аплодисменты — это эхо банальности.

Слова американского писателя, журналиста Амброза Гвиннет Бирса (Ambrose Gwinnett Bierce, 1842 – 1914).

Артист умирает дважды — один раз естественной смертью, второй — в памяти современников

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004).

Б

Беллетристика – покойное и святое дело. Повествовательная форма – это законная жена, а драматическая – эффектная, шумная, наглая и утомительная любовница.

Слова из Письма Плещееву А. Н., 15 января 1889 г. Москва писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет писателю Плещееву Алексею Николаевичу (1825 – 1893) о беллетристике и драматургии.

В

В наши дни Шекспир слушается так же охотно, как и сто лет тому назад

Цитата из рассказа «Барон» (1882 г.) русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904).

В скверности наших театров виновата не публика. Публика всегда и везде одинакова: умна и глупа, сердечна и безжалостна — смотря по настроению. Она всегда была стадом, которое нуждается в хороших пастухах и собаках, и она всегда шла туда, куда вели ее пастухи и собаки.

Слова из Письма Суворину А. С., 7 ноября 1888 г. Москва писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет издателю Суворину Алексею Сергеевичу (1834 – 1912) о театре.

Все произведения я делю на два сорта: те, которые мне нравятся, и те, которые мне не нравятся

Слова русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904) из письма И. Л. Леонтьеву-Щеглову 22.03.1890 г. Москва. Писатель Антон Чехов пишет писателю Леонтьеву Ивану Леонтьевичу (1856 – 1911, псевдоним Иван Щеглов) о критике и критиках.

Вся жизнь — театр, а люди в нем — актеры

Слова, которые приписываются английскому драматургу Уильяму Шекспиру (1564 – 1616).

Вся энергия художника должна быть обращена на две силы: человек и природа

Слова из Письма к Д. В. Григоровичу 5 февраля 1888 г. Москва русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет писателю Григоровичу Дмитрию Васильевичу (1822 – 1900) о творчестве.

Д

Дабы получить успех в изучении мудрости, надлежит лучше быть зрителем, а не действующим лицом в тех комедиях, которые играются на земле.

Цитата из «Почта духов» (1789 – 1790 гг.), русского баснописца Крылова Ивана Андреевича (1769 – 1844), глава "ПИСЬМО XXVIII. От волшебника Маликульмулька к сильфу Дальновиду".

Для детей надо играть так же, как для взрослых, только еще лучше

Слова знаменитого режиссера Станиславского Константина Сергеевича (1863 – 1938).

Для меня секрет смеха — только в совокупности таланта драматурга, актера, режиссера

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004), глава "Сэвидж со стенда Шанель".

Добродетельных играют только бездарные и злые актрисы

Слова из Письма О. Л. Книппер-Чеховой 17 февраля 1903 г. Ялта русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет жене, актрисе Книппер-Чеховой Ольга Леонардовна (1868 – 1959) о ролях в театральных постановках.

Дурно, если художник берется за то, чего не понимает

Слова из Письма А. С. Суворину 27 октября 1888 г. Москва писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет издателю Суворину Алексею Сергеевичу (1834 – 1912) о задачах писателя.

Е

Если пьеса хороша, то, чтобы она произвела должное впечатление, нет надобности утруждать актеров: можно ограничиться одним только чтением. Если же пьеса плоха, то никакая игра не сделает ее хорошею.

Цитата из повести "Скучная история" (1889 г.) русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Слова профессора (глава II).

Есть два понятия — «артист» и «неартист», и ничего больше

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004). Актриса рассуждает о поэте Маяковском Владимире Владимировиче (1893 – 1930).

Есть три профессии — врач, педагог и актер, которыми нужно родиться

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004).

Ж

Жизнь либо трагедия, либо комедия! В трагедии влюблённые умирают, в комедии сочетаются браком.

Цитата из сказки «Сын привратника» (1866 г.) датского писателя Андерсена Ханса Кристиана (1805 – 1875), в переводе Ганзен Анны Васильевны (1869 – 1942). Слова генерала, который дал согласие на замужество своей дочери и сына привратника, который стал знаменитым архитектором.

И

И быстрой ножкой ножку бьет

Цитата из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823 – 1831 гг.) русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799 – 1837), о танце балерины в театре (глава 1, строфа 20).

Искусство, особенно сцена — это область, где нельзя ходить не спотыкаясь

Слова из Письма О. Л. Книппер 4 октября 1899 г. Ялта русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет будущей жене, актрисе Книппер-Чеховой Ольге Леонардовне (1868 – 1959) об искусстве.

К

Каждый комик мечтает о Гамлете

Поговорка о том, что каждый актер желает сыграть значительную роль.

Какой артист погибает! (Qualis artifex pereo!)

Последние слова, которые произнес римский император Нерон (37 – 68) перед самоубийством. Нерон считал себя по призванию прежде всего актером, а уж затем императором.

Капустник

Самодеятельное комическое представление – сценки на местные злободневные темы.

Название "капустник" произошло от весёлых актёрских встреч вокруг капустного пирога.

Когда критикуешь чужое, то чувствуешь себя генералом

Слова из Письма Авиловой Л. А., 21 февраля 1892 г. Москва русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет писателю Авиловой Лидии Алексеевне (1864 – 1943) о её рассказе.

Комедия

1. Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом; 2. Притворство, лицемерие в каких-нибудь действиях.

Слово произошло от греческого слова kōmōdia. В Древней Греции комедиями называли пьесы божественного содержания, которые сопровождались выступлениями хора, наряженного в маски, изображавшие головы козлов.

Кто изобретет новые концы для пьес, тот откроет новую эру

Слова из Письма Суворину А. С., 4 июня 1892 г. Мелихово («Вы не заехали ко мне...») русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет издателю Суворину Алексею Сергеевичу (1834 – 1912) о работе над повестью "Соседи" (1892 г.).

Л

Лишних деталей надо избегать в гриме так же, как и в самой игре.

Цитата из воспоминаний «Маска и душа: Мои сорок лет на театрах» (1932 г.) русского певца Шаляпина Фёдора Ивановича (1873 – 1938), глава III. ВДОХНОВЕНИЕ И ТРУД.

Лучше уйти со сцены на три года раньше, чем на один день позже.

Цитата из книги «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997). Слова актера и певца Утёсова Леонида Осиповича (1895 – 1982).

Люди должны понимать, что в этом театре человеческой жизни зрителями могут быть только Бог и ангелы

Слова английского философа и политического деятеля Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1626).

М

Мы должны воспитывать нашего зрителя. Голыми ногами его не воспитаешь

Цитата из художественного «Карнавальная ночь» (1956 г.) режиссера Эльдара Рязанова (1927 – 2015). Слова Огурцова Серафима Ивановича (и.о. директора Дома культуры, актер Игорь Ильинский), при обсуждении сценария празднования нового года, когда он увидел девушку экономиста, танцующую с голыми ногами.

Н

На лбу написано: Театр и Маскерад

Цитата из комедии «Горе от ума» (1824 г.) русского писателя и дипломата Грибоедова Александра Сергеевича (1795 – 1829). Слова Чацкого Александра Андреевича в разговоре с Софьей Фамусовой. Чацкий осуждает праздную московскую знать и этими словами говорит об их общем знакомом, театрале (явление 7 действия 1).

На сцене ничего не может быть чересчур, если это верно

Слова знаменитого режиссера Немировича-Данченко Владимира Ивановича (1858 – 1943). Эти слова были включена в сборник любимых высказываний знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984).

Надо не Гоголя опускать до народа, а народ поднимать к Гоголю

Слова из Письма Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко 2 ноября 1903 г. Ялта русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов театральному режиссёру Немировичу-Данченко Владимиру Ивановичу (1858 – 1943) о литературе и об искусстве.

Не верю

Слова знаменитого режиссера Станиславского Константина Сергеевича (1863 – 1938), которые он произносил на репетиции, если игра актеров ему не нравилась.

Неистовая любовь ко мне зрителей вызывает во мне чувство неловкости, будто я их в чем-то обманула

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004). Актриса говорит о своем выступлении в Ленинграде.

Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него

Слова из Письма А. С. Лазареву (Грузинскому) 1 ноября 1889 г. Москва русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет писателю Лазареву-Грузинскому Александру Семёновичу (1861 – 1927) о драматургии.

Нет двух одинаковых спектаклей

Цитата из книги «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997) (глава "День клоуна"). Впервые опубликовано в Молодая гвардия (периодическое издание), № 4 – 9 — 1976 г.

Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры

Слова знаменитого русского актера Щепкина Михаила Семёновича (1788 – 1863).

Нужно много нервной энергии и устойчивости, чтобы нести бремя российского драмописца

Слова из Письма И. Л. Леонтьеву (Щеглову) 9 июня 1888 г. Сумы русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет писателю Леонтьеву Ивану Леонтьевичу (1856 – 1911, псевдоним Иван Щеглов) о драматургии.

П

Пипл хавает

В широкое употребление выражение ввел известный в 1990-е годы певец Богдан Титомир. В ответ на слова корреспондента по поводу невысокого уровня отечественной эстрады, певец ответил: «А что? Пипл хавает...», в смысле — публике это нравится.

Публика любит театральные недоразумения, и если бы вместо пьес давали недоразумения, она платила бы вдвое больше

Цитата из рассказа «Барон» (1882 г.) русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904).

Р

Радость творчества — это мучительный процесс работы над ролью, работы, не прекращающейся и после премьеры

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004), глава "Новинки из архива".

Русская публика любит драку, но не терпит оскорблений, более или менее резких, вроде пощечин, пускания публично подлеца и т. п.

Слова из Письма Суворину А. С., 20 июня 1896 г. Мелихово русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет издателю Суворину Алексею Сергеевичу (1834 – 1912) о пьесах, которые Суворин хотел поставить в театре Литературно-артистического кружка.

С

Самое трудное — играть с детьми и животными

Цитата из книги «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997). Слова режиссера Туманова, сказанные Юрию Никулину, во время съемок фильма "Ко мне Мухтар".

Своеобразие выражения — начало и конец всякого искусства

Цитата из сборника «Изречения в прозе» («Разное об искусстве») немецкого поэта и ученого Гёте Иоганна Вольфганга (1749 – 1832).

Современные драматурги начиняют свои пьесы исключительно ангелами, подлецами и шутами — пойди-ка найди сии элементы во всей России!

Слова из Письма Ал. П. Чехову 24 октября 1887 г. Москва русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет брату Чехову Александру Павловичу (1855 – 1913) о драматургии.

Современный театр — это сыпь, дурная болезнь городов.

Слова из Письма Леонтьеву (Щеглову) И. Л., 7 ноября 1888 г. Москва писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет писателю Леонтьеву Ивану Леонтьевичу (1856 – 1911, псевдоним Иван Щеглов) о театре.

Т

Талант должен быть голодным

Цитата из советского детского фильма "Автомобиль, скрипка и собака Клякса", Мосфильм, 1974 г., режиссер Ролан Быков.

Театр абсурда

О нелогичных, абсурдных поступках.

Театр — моя школа, — источник моих познаний. Благодаря театру, я освежила своё знание священной истории: «Моисей», «Иосиф и его братья» — это всё, ведь, оперы! Благодаря театру, я познакомилась и со всемирною историей, и с географией, и с психологией!

Цитата из сказки «Тётушка» (1866 г.) датского писателя Андерсена Ханса Кристиана (1805 – 1875), в переводе Ганзен Анны Васильевны (1869 – 1942). Слова тётушки, которая очень любит театр.

Театр начинается с вешалки

Слова приписываются Станиславскому Константину Сергеевичу (1863 – 1938) — знаменитому режиссеру, одному из основателей Московского Художественного театра.

Театр — это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры — миссионеры

Цитата из повести «Скучная история» (1889 г.) русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Мнение Кати (воспитанницы профессора) о театре (глава II).

Театр — это табак, алкоголь. От него также трудно отвыкнуть

Слова Суворина Алексея Сергеевича (1834 – 1912) — друга русского писателя Чехова Антона Папловича (1860 – 1904) и издателя его произведений.

Трагедия чиста, успокоительна, безупречна

Слова французского драматурга и сценариста Жана Ануй (Jean Anouilh, 1910 – 1987).

Трагедия

1. Драматическое произведение, изображающее напряжённую и неразрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя; 2. Потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье.

Тушите свет

Выражение родилось в театре. До начала 20 века театр, во время представления, освещался свечами. Если представление зрителю не нравилось, то он мог затушить (задуть) свечу рядом с собой, показывая свое недовольство. Если все свечи в театре затушили, то представление прекращалось.

Х

Халат — ужасно антисценическая вешь

Слова режиссера Мейерхольда Всеволода Эмильевича (1874 – 1940).

Хорошо ли я сыграл комедию жизни?

Слова, сказанные перед своей смертью императором древнего Рима Октавианом Августом (63 до н.э. – 14).

Художник без самоотдачи для меня — нуль

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004).

Ч

Чем менее талантлив актер, тем больше сценирует он в жизни

Цитата из воспоминаний «Пространство Эвклида» (1932 г.) русского художника Петрова-Водкина Кузьмы Сергеевича (1878 – 1939) ("Глава четырнадцатая. СУДОРОГИ"). Петров-Водкин пишет об актерах.

Чтобы написать для театра хорошую пьесу, нужно иметь особый талант (можно быть прекрасным беллетристом и в то же время писать сапожницкие пьесы).

Слова из Письма Плещееву А. Н., 15 января 1889 г. Москва писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет писателю Плещееву Алексею Николаевичу (1825 – 1893) о трудностях драматургии.

Чтобы стать успешной актриса должна иметь лицо Венеры, интеллект Минервы, изящество Терпсихоры, память Макалея, фигуру Юноны и шкуру носорога

Слова американской актрисы Этель Берримор (Ethel Barrymore, 1879 – 1959).

S

Show must go on

Действие (представление) должно продолжаться, несмотря ни на какие неблагоприятные события (английская поговорка).