Глас вопиющего в пустыне

Глас вопию́щего в пустыне (значение фразеологизма) — безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской притче об Иоанне Крестителе, который в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу].

Выражение из Библии, из Евангелие от Матфея (гл. 3, ст. 3), Евангелия от Марка (гл. 1, ст. 3), Евангелия от Иоанна (гл. 1, ст. 23). Выражение относится к Иоанну Крестителю.  Когда Иоанн начал проповедование веры в Бога, в народе царили гнев и недовольство. После смещения царя Архелая Иудея оказалась под непосредственной властью Рима. Тирания римских правителей, их решительные намерения ввести в обиход евреев язычество, породили мятеж, который был жестоко подавлен римлянами. Все это усилило ненависть народа к Риму. В разгар этих событий из пустыни раздался голос Иоанна: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Но многие не восприняли совет Иоанна. Поэтому выражение и приобрело значение призыва, остающегося без ответа.

Евангелие от Матфея (гл. 3):

"Мф.3:1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

Мф.3:2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Мф.3:3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему."

В словарях

Глас вопию́щего в пустыне (книжн.) — безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской притче об Иоанне Крестителе, который в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу]. (Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.), "Глас")

Глас вопиющего в пустыне (книжн. газет.) — призыв к чему-нибудь, остающийся без ответа, внимания, напрасный (выражение взято из Евангелия). (Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.), "Вопиющий")

Глас вопиющего в пустыне (иноск.) — которого не слышно (Большой толково-фразеологический словарь Михельсона М. И. (1904 г.))

Вопию́щий — Вызывающий недоумение, негодование, недопустимый, возмутительный. (Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.))

Примеры

Галь Нора (1912 – 1991)

"Слово живое и мёртвое" (1972 г.):

"Статья его так и называлась “Канцелярит” и прозвучала она поистине как SOS. Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова."

Репин Илья Ефимович (1844 – 1930)

"Далекое близкое" (V Клуб xудoжникoв Иван Николаевич Крамской (памяти учителя)):

"Нoвыe opaтopы пpишлиcь бoлee пo вкycy бoльшинcтвy yчpeдитeлeй и вoзымeли тaкoй ycпex, чтo Кpaмcкoй вcкope oчyтилcя в oппoзиции и пoчти в oдинoчecтвe oтcтaивaл cвoю идeю cпeциaльнo xyдoжничecкoгo клyбa. Ocтaвшиcь, нaкoнeц, глacoм вoпиющeгo в пycтынe, oн дoлжeн был ycтpaнитьcя. "

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)

"Убийство" (1895 г.) - Матвей говорит, как он хотел бы донести до брата с сестрой, что они живут неправильно:

"Теперь и я, как Осип Варламыч, все наставляю братца и сестрицу и укоряю их, но выходит глас вопиющего в пустыне.

Письмо И. Я. ПАВЛОВСКОМУ 5 декабря 1894 г. Мелихово:

"Многоуважаемый Иван Яковлевич, я писал уже в магазин "Нового времени", чтобы Вам выслали все мои книги, но глас мой оказался вопиющим в пустыне."

Моммзен Теодор (1817 – 1903)

"История Рима" (в изложении князя А. Горчакова, 1908):

"Римский сенат и его делегаты, прежде отличавшиеся твердою честностью решений, стали прибегать к хитростям, обманам, судили несправедливо, и усилия единичных личностей вроде Катона вернуться к прежним, прямым и честным правилам оставались гласом вопиющего в пустыне."

Кони Анатолий Федорович (1844 – 1927)

"ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕЛЕ ВЕРЫ ЗАСУЛИЧ", Собрание сочинений в восьми томах, Том 2 (Издательство "Юридическая литература", Москва, 1966 г.):

"... с другой стороны, рассказывали, что подсудимые будто бы заявляют об истязаниях и пытках, которым их подвергают в тюрьме, но что жалобы их остаются "гласом вопиющего в пустыне" и т. п. ".

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889)

"Пошехонская старина" (1888 г.), гл. 6:

"К сожалению, уветы мои были голосом вопиющего в пустыне."

Мелочи жизни. Читатель:

"Где не существует (уверенности в восприимчивости читателя), литературная деятельность представляет собою не что иное, как поле... на котором бесцельно раздается глас вопиющего в пустыне."

Дружинин

Сентимент. путешествия Чернокнижникова (письмо):

"Без тебя (благосклоннейший из читателей) я был гласом вопиющего в пустыне, эоловой арфой без ветра (?), разливающей гармонию среди унылой окрестности."

Н.Ф. Щербина

К "Молве" названье не пристало:

Ее читателей так мало,

Что хоть зови ее отныне:

"Глас вопиющего в пустыне".


Дополнительно

Библия