Козё́л отпуще́ния (значение фразеологизма) — о человеке, на которого постоянно сваливают ответственность за всё плохое [по древнееврейскому обряду, когда в день отпущения грехов первосвященник, кладя руки на голову козла, тем самым возлагал на него грехи всего народа].
Выражение от библейской истории о козле отпущения (Книга Левит, Глава 16, стр. 7 – 10). В праздник Йом Кипур в Иерусалимский храм приводили двух козлов. Первосвященник бросал жребий и, по его выбору, одного из козлов приносили в жертву на огне, а на другого символически возлагали грехи всего еврейского народа и «отпускали» в пустыню.
Третья книга Моисеева. Левит, глава 16
"7. И возьмет двух козлов и поставит их пред лицом Господним, у входа скинии собрания;
8. и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения;
9. и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех,
10. а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения.".
В словарях
Козё́л отпуще́ния (разг.) — о человеке, на которого постоянно сваливают ответственность за всё плохое [по древнееврейскому обряду, когда в день отпущения грехов первосвященник, кладя руки на голову козла, тем самым возлагал на него грехи всего народа]. (Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.), "Козёл")
Козе́л отпуще́ния (разг.) — человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, чужую ответственность (первонач. козел у древних евреев, на которого особым обрядом возлагались грехи всего народа). (Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.), "Козёл")
Примеры
"Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем", 2015 г., перевод на русский язык Царев В. М. 2016 г. (ч. 2, закат):
"... «Найк» был символом, скорее козлом отпущения, нежели настоящим виновником..."
Том Лоу (Tom Lowe)
"Ложный рассвет" (A False Dawn, 2009 г.), перевод на русский язык Н. Абдуллин, 2014 г, гл. 33:
"В среду Слейтер объявит о намерении баллотироваться на пост шерифа. Ему позарез нужен козел отпущения, и вы – первейший кандидат. У него есть ордер на обыск, он едет за вами."
Высоцкий Владимир Семёнович (1938 – 1980)
"Песенка про Козла отпущения" (1973 г.)
Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)
ИСПОВЕДЬ, или ОЛЯ, ЖЕНЯ, ЗОЯ (1882 г.):
"Писатель — это вечный сирота, изгнанник, козел отпущения, беззащитное дитя."
«Палата № 6» (1892 г.) - Иван Дмитриевич возмущается:
"Но ведь десятки, сотни сумасшедших гуляют на свободе, потому что ваше невежество неспособно отличить их от здоровых. Почему же я и вот эти несчастные должны сидеть тут за всех, как козлы отпущения?"
Кони Анатолий Федорович (1844 – 1927)
"Воспоминания о деле Веры Засулич" (1904 – 1906):
"А там придут следующие дни и "в злобе им довлеющей" потонет incident Sassulitch (Инцидент Засулич.), так что со временем можно будет лицемерно пожалеть о малодушной поспешности председателя и в порыве обдуманного великодушия сунуть его на какое-нибудь безобидное и невлиятельное место... И вот я был избран "козлищем отпущения", и, осуществляя свое - Recht des Notstandes (Право крайней необходимости.), Пален предлагал мне "уполномочить" его принести меня на алтарь отечества... ".
Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)
"Анна Каренина" (1873 – 1877 гг.), часть IV, глава IX:
"Войдя в гостиную, Степан Аркадьич извинился, объяснил, что был задержан тем князем, который был всегдашним козлом-искупителем всех его опаздываний и отлучек..."