Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Лебединая песня

Лебеди́ная песня (значение фразеологизма) — последнее проявление таланта.

Выражение связано с народным поверьем, по которому лебедь поет в своей жизни один раз — перед смертью.

Выражение встречается в сочинениях и древнегреческих, древнеримских авторов, например, в трагедии Эсхила "Агамемнон", в одной из басен Эзопа (VI век до н. э.). Известный оратор Цицерон Марк Тулий (106 – 43 до н.э.) в своем сочинении «Об ораторе» так пишет о речи, которую произнес Лициний Красе за мгновение до своей смерти: «Это было подобно лебединой песне».

Немецкий ученый-натуралист Альфред Эдмунд Брем (1829 – 1884), в своем 6-томном труде «Жизнь животных» приводит свидетельства других натуралистов о лебеде-кликуне (А. Э. Брем, Жизнь животных, т. VI, СПб. 1894):

«Голос его напоминает приятный звон серебряного колокола... Все, что говорится о песне умирающего лебедя, вовсе не выдумки, так как последние вздохи смертельно раненного лебедя вырываются у него в виде песни».

Далее, Брем пишет:

«По всем этим данным сказание о лебединой песне оказывается очень правдоподобным. Оно, очевидно, основано на действительности, но поэзия и сказки облекли ее в иную форму. Настоящим певцом умирающего лебедя назвать нельзя, но его последний вздох столь же мелодичен, как и всякий другой издаваемый им».

В словарях

Лебединая песня — последнее проявление таланта.

📙 Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.), "Песня".


Лебединая песня — последнее (перед смертью или в жизни, в конце деятельности) произведение, последнее значительное проявление таланта (от поверья, будто лебедь поет раз в жизни — перед смертью).

📙 Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.), "Лебединый".

Примеры

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878 – 1939)

"Пространство Эвклида" (1932 г.) (Глава седьмая. ШКОЛА ТЕХНИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ):

"Внутренним коридором уходил Месмахер в готовившийся к открытию музей, в свою лебединую песнь"

Рейфилд Дональд

"Жизнь Антона Чехова" (перевод О. Макаровой):

""Архиерей" стал лебединой песней Антона Чехова, давшей толчок современной прозе об одиночестве и смерти, такой как "Смерть в Венеции" Томаса Манна".

Набоков Владимир Владимирович (1899 – 1977)

"Защита Лужина" (1929 г.), 5 — по сюжету, отец гроссмейстера — детский писатель. Последний роман писателя, автор назвал лебединой песней:

"Лужин старший, много лет спустя (в те годы, когда каждый его фельетон в эмигрантской газете казался ему самому его лебединой песней, и Бог знает, сколько было этих лебединых песен, полных лирики и опечаток), задумал повесть как раз о таком мальчике шахматисте, которого отец (по книжке — приемный) возит из города в город."

Бунин Иван Алексеевич (1870 – 1953)

«Надписи» (1924 г.):

"Ведь вы только подумайте: там, где-то в зале, играла музыка, а некто пьяный слушал, плакал, думал, что нет в мире несчастнее его судьбы, нет выше его чувств, и повторял, что его «лебединая песня пропета», разрывал себе душу сладкими воспоминаниями о том будто бы счастье, которое будто бы было «когда-то»."

Лондон Джек (1876 – 1916)

«Мартин Иден» (1909 г., переводчик Сергей Заяицкий, 2014 г.), гл. 35 — молодой человек, смертельно больной чахоткой, говорит о написанной им поэме:

"Это большое произведение, самое большое из всего, что я вообще когда-либо написал. Я отлично это знаю. Это моя лебединая песня. Я чрезвычайно горжусь этой поэмой. Я обожаю ее."

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)

"Лебединая песня (Калхас)" (1886 г.). В пьесе рассказывается о размышлении об актерской жизни старого актера, который отыграл свой бенефис.

Письмо Чехову Ал. П., между 15 и 28 октября 1883 г., Москва:

"Вторая новость. Был у меня Н. А. Лейкин. Человечина он славный, хоть и скупой. Он жил в Москве пять дней и все эти дни умолял меня упросить тебя не петь лебединой песни, о которой ты писал ему. Он думает, что ты на него сердишься. Твои рассказы ему нравятся, и не печатаются они только по «недоумению» и незнанию твоему «Осколок»."

Достоевский Федор Михайлович (1821 – 1881)

«Братья Карамазовы» (1878 – 1880 гг.), книга XII, VI - о речи прокурора в суде:

"Он считал эту речь за свой chef-d'œuvre (шедевр, фр.), за chef-d'œuvre всей своей жизни, за лебединую песнь свою. Правда, девять месяцев спустя он и помер от злой чахотки, так что действительно, как оказалось, имел бы право сравнить себя с лебедем, поющим свою последнюю песнь, если бы предчувствовал свой конец заранее."