Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Желтая пресса

Же́лтая пре́сса (значение фразеологизма) — беспринципная, лживая печать.

Фраза применяется и в английском языке — Yellow press.

Термин желтая пресса появился в конце 19 века в США. В это время с 1895 по 1898 годы шла ожесточенная борьба между двумя изданиями New York Journal, которая издавалась Вильямом Херстом (William Randolph Hearst) и New York World, которая издавалась Жозефом Пулитцером (Joseph Pulitzer). Появление этого термина связывают с появлением в 1895 году в New York World серии комиксов изображавших приключения малыша, одетого в желтую ночную рубашку "Желтый Малыш" ("Yellow Kid"). Комиксы стали чрезвычайно популярными в США и были рассчитаны скорее на взрослую аудиторию. Образ жёлтого малыша придумал художник Richard F. Outcault и популярные комиксы стали публиковаться в рубрике, под названием Hogan's Alley.

The yellow kid
The yellow kid

В 1896 году, главный конкурент New York World - Вильям Херст перекупил художника, предложив ему более высокую заработную плату. Так, приключения жёлтого малыша появились и в New York Journal. Учитывая авторские права New York World на серию комиксов, новый вариант желтого мальчугана был более развязанным и жестоким. Жозеф Пулитцер решил продолжить в своем издании серию комиксов и нанял для этого художника George Luks. Таким образом, в 1896 году оба издания публиковали комиксы с желтым малышом.

В том же 1896 году Эрвин Уордмэн (Erwin Wardman), редактор «New York Press», напечатал в своем журнале статью, в которой презрительно назвал обе конкурировавшие газеты «желтой прессой». Точнее он использовал фразы "жёлтая журналистика" и "школа журналистики жёлтого малыша" ("yellow journalism" и "school of yellow kid journalism"). С тех пор фраза стала крылатой.

Интересно, что уже в 1898 году оба издания прекратили публикацию комиксов жёлтого малыша. Вполне возможно, что одной из причин стало то, что "жёлтый малыш" стал символом прессы, которая во главу угла ставил погоню за прибылью, а не интересы читателей.

Скорее всего термин устойчиво вошел в оборот еще и потому, что многие, так называемые "жёлтые газеты", издавались на дешевой бумаге с желтоватым оттенком. Такие газеты в борьбе за выживание готовы были опубликовать что угодно, лишь бы получить популярность.

Серов В.В. в книге "Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений", 2003 пишет, что до укоренения выражения "жёлтая пресса" в европейских языках использовался его аналог — «револьверная пресса» (с немецкого «Revolverpresse»), который родился в Германии 1870-х гг. и обычно применялся по отношению к газетам, которые существовали за счет скандальных разоблачений, шантажа и т. п. Это словосочетание было широко употребительным и в русском языке вплоть до 30-х гг. XX в., пока его окончательно не вытеснило другое, более популярное — «желтая пресса».

В словарях

Же́лтая пре́сса — беспринципная, лживая печать (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940)

Примеры

Паустовский Константин Георгиевич (1892 – 1968)

«Повесть о жизни» (Начало неведомого века) (1956 г.):

"- Принцесса анархии,- сказал я невидимой женщине.- Бросьте валять дуру. Вы просто начитались желтых романов. В вашем невинном возрасте это опасно."


Дополнительно

Папарацци

Внешние ссылки