Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Бить челом и быть в ответе («Крылатые слова», Максимов С.В.)

Бить челом и быть в ответе, книга «Крылатые слова» (1899 г.) писателя и исследователя русского языка (1831 – 1901).

О выражении: Бить челом.

Бить челом и быть в ответе

Оба выражения коренные русские — и первое из них с несомненным византийским пошибом — ведут свой род из Москвы и сохранились в языке, как остатки московских дворцовых обычаев. Соберутся бывало бояре в "передней" Кремлевского дворца рано утром и после обеда в вечерню, — и только одни самые ближние бояре, имевшие право входить в "комнату" или собственно в кабинет государя. По словам Котошихина, "уждав время", бояре или входили туда, или на старом месте ждали выхода. Завидев царя, бояре и прочие чины кланялись государю большим обычаем, т. е. в землю, прикасаясь лбом полу, а иные и постукивали им так, чтобы было слышно и ведал бы въяве государь про их любовь и усердие. От таких-то свычаев и обычаев пошло в оборот и до наших дней уцелело выражение "бить челом", в основном смысле "кланяться", и со всеми его разновидными применениями: на кого — значит жаловаться, в чем — извиняться, на чем — благодарить, чем — подноситьподарки, о чем — просить. С просьбами и на честной поклон, перед царскими очами, большею частью и ходили ежедневно бояре в царские хоромы. Государь выходил к ним, по обыкновению, в тафье (шапочке в роде скуфьи или татарской тюбетейки), иногда в шапке. Ни ту, ни другую он никогда с головы не снимал "против их боярского поклонения". После приема царь шел в церковь, а по выходе от обедни начинал в передней, а иногда в самой комнате "сиденье с бояры". Это и называлось царской палатой или думой. При этих думных людях и всегда лично присутствовавший царь слушал судные дела и челобитные. Здесь же он назначал боярам должности и, между прочим, ту ответственную и важную, которая прямо обязывала государственных чинов "быть в ответе". Это значило вести переговоры с иноземными послами (переговоры и ответ одно и то же), давать царские ответы или решения посольских дел. Происходили они всегда в особой тиалате, называвшейся и "ответною", и "посольскою". "В ней, — по свидетельству И. Е. Забелина, — подобно как и в Грановитой палате, устроен был тайник, тайное окошко, из которого государь слушал иногда посольские совещания". А по Котошихину: "А как им, послам, велят быти у думных людей в ответе и им потому-ж велено ездить в ответ учтиво". Затем, по общему закону, кто первый в совете, тот первый и в ответе, а по истории и ее свидетельству: "били, били, и бояре волком выли": при Грозном — от опричнины и во все другие времена — от стрельцов-молодцов. По старинной поговорке: "они стреляли, да и мошну не забывали" (т. е. обижали и грабили). Вероятно, с тех же пор и приметы: "лоб свербит или чешется, то либо кланяться спесивому, либо челом бить с правой стороны мужчине, с левой — женщине, и поговорка: "богатый-то с рублем, а бедный-то с челом"; бей челом на Туле, а ищи на Москве (намек на времена самозванщины); И я тебе челом, а ты уж знаешь, о чем", и т. п.


Дополнительно

Максимов Сергей Васильевич (1831 – 1901)

«Крылатые слова» (1899 г.)