Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Бей в доску — поминай Москву («Крылатые слова», Максимов С.В.)

Бей в доску — поминай Москву, книга «Крылатые слова» (1899 г.) писателя и исследователя русского языка (1831 – 1901).

Бей в доску — поминай Москву

Город Москва и богата всем, и торовата: все найдешь, кроме птичьего молока да отца родного с матерью. Была бы догадка, а в Москве денег кадка. И диковинная, не в пример всем другим городам и селениям: "в ней каждый день праздник (по необыкновенно великому числу церквей); у Спаса бьют, у Николы звонят, у старого Егорья часы говорят", и при этом "грязь не марается, и спать широко". "Москва широка, как доска", у этого города "нет околицы", а потому он нигде "не сошелся клином".

Захотят ли похвастаться родным городом, называют его "уголком Москвы". Она служит меркою для определения величин и расстояния: на свете так много дураков, что их "до Москвы не перевешаешь". Иван Великий — измеритель высот "повыше высокого"; Царь — колокол — тяжестей: "подними-ко!" Пресня хвалится женихами, "все скоморохи"; вся Москва до наших дней и по всей Руси — невестами. Всякий русский город обязательно заручился "московской" заставой, и очень мало таких, где бы не было Московской улицы.

Поминают Москву и в карточной игре ("на пиках", например, "вся Москва вистует") и в детских забавах: прихватывают ладонями оба уха, приподнимают с полу, чтобы показать именно Москву пожелавшему ее видеть; впрочем, сквозь жидкий чай ее всегда видно, а "показать Москву в решето" значит уже наголо обмануть, либо больно одурачить. На Москву загадываются загадки и ее именем упрекают богатых, насмехаются над тщеславными и щеголями, и проч. ("а что просишь за Москву?" — спрашивает надменный и хвастливый глупый богач и лезет за пазуху вынимать готовые деньги). Быть в Москве и видеть "золотые маковки" считается за большое счастье и полагается первым душевным утешением богомольного люда и всего православного народа. Все за Москву и все про нее: "бей в доску, — поминай Москву"; "звони во всю Ивановскую".

За долгие и многие годы Москва успела выработать свои обычаи и наречие, свои песни, пословицы и поговорки и провела их во всенародное обращение вследствие долговременных связей и неизмеримо-обширного знакомства с ближними и дальними русскими областями. Недаром говорится, что отсюда "до Москвы мужик для поговорки пешком ходил".


Дополнительно

Максимов Сергей Васильевич (1831 – 1901)

«Крылатые слова» (1899 г.)