Термин

Термин, термина, муж. (лат. terminus - предел, граница) (Толковый словарь (1935-1940) Д. Н. Ушакова):

1. В формальной логике - понятие, выраженное словом (филос.). Три термина силлогизма.

2. Слово, являющееся названием строго определенного понятия. Точный, неточный термин. Удачный, неудачный термин. Новый термин. Философские термины. Технические термины. Специальные термины (обозначающие специальные понятия отдельных отраслей науки, искусства, техники, производств и т.д.). «…для масс надо писать без таких новых терминов, кои требуют особого объяснения…» Ленин.

Специальное слово и выражение, принятое для обозначения чего-нибудь в той или иной среде, профессии. Термины карточных игр. Шахматные термины.

Слово "Термин" древнегреческого происхождения. Согласно легенде, был бог Термин, который определял и охранял границы владений. Древние римляне также восприняли этого бога в свою культуру.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907) сообщает: "(Terminus) — у древних римлян божество границ, под покровительством которого состояли пограничные камни и столбы, считавшиеся священными. Введение и упорядочение культа Т. приписывается преданием Титу Тацию, освятившему пограничный камень на Капитолии, и Нуме, учредителю Терминалий, которые праздновались в конце древнеримского года, т. е. 23 февр. В связи с этим Пуме приписывается разделение области на участки (pagi), состоявшие из совокупности поселков и дворов и объединенные общим управлением и культом. При этом было установлено, что кто выкопает пограничный камень, тот вместе с волами подлежит проклятию. Формула этого установления сохранилась до нашего времени в обломках найденной в мае 1899 г. на форуме надписи, принадлежащей к древнейшим остаткам латинского языка (ср. А. Enmann, "Die neuentdeckte archaische Inschrift des romischen Forums", в "Bulletin de l'Academie Imperiale des Sciences de St.-Petersbourg", V Serie, т. XI, № 5, декабрь 1899 г.). Культ Т. на Капитолии, согласно легенде, существовал до построения капитолийского храма Юпитера. Наряду с Капитолийским Т. существовал еще исконный римский Т.. изображение которого находилось на форуме (ср. Enmann). При постановке пограничных камней соблюдались следующие обряды. Прежде всего, камни ставились близ ям, в которые их предстояло опустить, натирались мазью и украшались повязками и венками. Затем в ямах приносились и сожигались жертвы; дно ям орошалось кровью жертвенных животных и усыпалось курительными веществами и полевыми плодами в соединении с медом и вином. Когда жертвенное животное обращалось в пепел, камни ставились на горячие головни и остатки сгоревшей жертвы и с величайшею аккуратностью устанавливались в ямы. При этом обряде должны были присутствовать владельцы тех участков, которые размежевывались означенными пограничными камнями. При праздновании сельских Терминалий пограничные камни украшались венками, и над ними приносили жертвы, обыкновенно бескровные; в празднестве принимали участие все члены семейства. Допускались и кровавые жертвы: закалывались телята или поросята, и их кровью окроплялся пограничный камень. Праздник носил веселый, мирный характер: жители соседних поселков собирались для общего пира, пели песни, посвященные термину, как установителю границ и примирителю вражды и споров. Те же обряды совершались на Капитолии, на древней границе городской территории и в роще Т. на Лаврентинской дороге (в 9 верстах от Рима). Ср. Rudorff, "Die Gromatischen Institutionen" ("Die Schriften der romischen Feldmesser", II ч., Б., 1848—52);. Nissen, "Das Templum" (Б., 1896).".

Дополнительно

Цитаты: Право   |   Политика   |   Тюрьма   |   Налоги   |   Бизнес   |   Деньги   |   Экономика   |   Знаменитые